На днях замминистра РФ по делам Крыма Андрей Соколов заявил, что Крым присоединится к логистическому комплексу по транзиту нефти. Г-н Соколов добавил, что некоторые компании «из КНР и Казахстана заинтересованы в том, чтобы в Крыму появились логистические комплексы для перевалки нефтяных грузов. С последующим их выпуском на внутренний рынок Таможенного союза и на рынки тех стран, которые не присоединились к санкциям».

Относительно водной части «транскрымского» маршрута А. Соколов уточнил, что речь идет о перевозках «через Волго-Донской канал судами класса «река – море». А также через Средиземное море, через Босфор в Черное море, что позволит избежать обхода вокруг Европы».

По экспертным оценкам, этот проект может быть обусловлен высоким спросом на нефтепродукты в Крыму. Они поставляются почти исключительно по Керченской переправе, и этот маршрут не полностью покрывает спрос полуострова на нефтепродукты. Возможное развитие в Крыму нефтетранзитного хаба связано с перегруженностью не только нефтяных портов РФ в Краснодарском крае, но и примыкающих к ним железных дорог.

Подтверждением растущего спроса Крыма на нефтепродукты может служить и то, что, по данным Pronedra.ru, 6 июля этого года в Крым прибывает делегация из Ирана, чтобы «обсудить возможность поставки продуктов переработки нефти на полуостров. Тегеран надеется договориться о поставках дизтоплива, бензина и мазута. По словам Вадима Белика, первого замглавы минэнерго Крыма, в ходе переговоров речь будет идти о перевалке нефтепродуктов из Ирана».

По данным ряда российских и зарубежных СМИ, в РФ разработан проект, предусматривающий поставки нефтяных грузов в Крым морским путем пока через единственную в Крыму нефтебазу в порту Феодосия. Предварительная стоимость проекта – около 5,5 млрд руб. Недавно сообщалось также, что компания «Палмали» (г. Ростов-на-Дону) заинтересована в перевалке нефти в районе якорной стоянки № 471 порта Керчь и в акватории соседнего порта «Кавказ» (на Таманском полуострове). Эти разработки тоже могут быть связаны с проектом Крымского нефтетранзитного хаба.

По мнению гендиректора Ейского морского порта Андрея Панычева, крымский порт Керчь является более конкурентоспособным, чем азовские порты РФ, «так как у них значительные ограничения по глубине у причалов». Поэтому перевозчикам, как считает А.Панычев, «выгоден доступ к более глубоководным азовским причалам - это Керчь, а также Мариуполь».