Китай собирается расширить список частных компаний, которым разрешено напрямую импортировать нефть, сообщает НТ со ссылкой на Reuters.

В прошлом году, в рамках кампании по смягчению госрегулирования, правительство Китая выделило нескольким менее крупным, независимым нефтепереработчикам квоты на самостоятельный импорт нефти. Общий предельный объём разрешенного импорта озвучен не был, однако согласно правительственным документам, предполагалось увеличить квоты, как минимум, на 10 млн тонн.

Кроме того, в 2013 году властями была выдана лицензия на импорт 10 млн тонн нефти компании China National Chemical Corp, владеющей крупнейшей в стране сетью независимых НПЗ. Следовательно, в совокупности независимые НПЗ могли получить право на самостоятельный импорт 20 млн тонн нефти, или 400 тыс. баррелей в сутки.

Однако даже в том случае если были выданы новые лицензии на импорт 10 млн тонн, и весь этот объём будет импортирован, в целом закупки нефти Китаем вырастут лишь на 3% до 6,33 млн баррелей в сутки.Этого не достаточно, чтобы оказать серьёзное влияние на нефтяные цены в Азии, хотя тренд на повышение будет сохраняться.

Последствия могут быть ощутимы в отношении цен на мазут, особенно, если рост импорта нефти приведёт к сокращению поставок на рынок этого топлива. Поскольку "самовары" не могут напрямую импортировать нефть, они в качестве сырья, как правило, используют мазут. Поэтому в случае если новые лицензии были выданы именно таким предприятиям, особенно расположенным в провинции Шаньдун, вероятность снижения объёмов импорта мазута достаточно велика.

Импорт мазута уже и так сократился из-за выдачи компании ChemChina лицензии на самостоятельные закупки нефти. В январе-июне 2014 года Китай импортировал 360,8 тыс. баррелей мазута в сутки, что на 29% ниже аналогичного показателя прошлого года, свидетельствуют данные таможни. В мае страна импортировала 1,124 млн тонн мазут, что стало минимальным месячным объёмом с февраля 2010 года, а в целом, импорт мазута Китаем сокращается с 2012 года.

После прохождения пика летнего потребления поставки мазута на рынок должны увеличиться, и это может совпасть со снижением спроса на него со стороны китайских "самоваров" (в случае если они получили лицензии на импорт нефти). Это может привести к структурным изменениям потребления мазута, даже если китайские власти будут с осторожностью проводить реформу энергетического сектора страны.

Пекин старается повысить конкуренцию в нефтеперерабатывающем секторе, чтобы сократить концентрацию "власти" в руках PetroChina и Sinopec. Несмотря на то, что на это и уйдёт достаточно времени, всё больше нефтеперерабатывающих компаний и трейдеров будут получать доступ к этому сектору, а это, скорее всего, приведёт к росту потребления нефти за счёт сокращения доли мазута.