На фоне рекордных за последние 8 лет сезонных цен на газ часть СПГ с Ямала пошла в страны Азии, которые не являются прямыми клиентами проекта. Аналитики сообщают, что Китай перепродает контрактный сжиженный газ в соседние страны, чтобы заработать на ажиотаже.
По данным навигационных порталов, три танкера СПГ «Николай Урванцев», «Георгий Ушаков» и «Эдуард Толль» доставили через Северный морской путь грузы сжиженного газа с Ямала в Японию. Четвертый газовоз, «Николай Евгенов», должен прибыть на японский терминал Химедзи 28 июля. При этом еще два танкера, перевозящих грузы «Ямала СПГ», «Владимир Воронин» и Yamal Spirit, направляются в Южную Корею и на Тайвань. Первый должен прибыть 1 августа в Инчон, а второй 20 июля — на терминал у Гаосюн.
Страны-получатели российского СПГ не являются прямыми клиентами ямальского проекта и могут только перекупить грузы у торгового подразделения «Новатэка», французской Total, или китайской CNPC, которые являются акционерами проекта, сообщает EAD.
CNPC законтрактовала не менее 3 млн тонн ямальского СПГ в год. В соседние страны активно продает сжиженный газ ее дочка PetroChina.
«Китайские импортеры продают грузы, чтобы капитализироваться на высоких спотовых ценах, — пишет в Twitter репортер Bloomberg Стефен Стапжински. — Сезонные спотовые котировки достигли самого высокого уровня с 2013 года, что привело к поразительным сделкам: PetroChina продала груз с доставкой в августе по $ 14 за MMBTU ($ 497 за тысячу кубометров)».
Сама CNPC покупает российский СПГ по формуле с привязкой к нефтяному индексу JCC. «Коммерсантъ» оценивал, что при стоимости нефти в $ 70 за баррель ямальский газ будет обходиться китайской компании по $ 8 за MMBTU (около $ 290 за тысячу кубометров).
Стефен Стапжински считает, что перепродажа СПГ может стать авантюрой китайских импортеров, поскольку портфель их заказов может сделать их неподготовленными к продолжительной летней жаре, которая уже стоит в Азии.
Из-за жары и восстановления экономики потребление электроэнергии в Китае достигло беспрецедентного уровня, свидетельством чему стали рекордные цены на уголь.
Аналитик Bloomberg сообщает при этом, что китайские закупщики СПГ на спотовом рынке пока не спешат покупать сжиженный газ. «Другие китайские импортеры ждут, когда цены снова упадут. Трейдеры говорят, что они потеряют деньги, если будут покупать грузы по нынешним ценам», — заметил Стефен Стапжински.
Это уже не первый раз, когда китайская госкомпания может перепродавать ямальский газ. В январе 2019 года, когда в Азии сложился пониженный спрос, Petrochina перенаправляла свои грузы в Европу, сообщало агентство Рейтер со ссылкой на источники в торговых кругах. «Petrochina этой зимой предлагала грузы в основном на северо-запад Европы, покупателями стали в том числе Vitol, Trafigura и BP», — сообщали два источника агентства.
Тем временем газовозы с ямальским СПГ продолжают, по данным навигационных порталов, следовать и в Китай. Так, танкер «Псков» должен прибыть в Таншань 6 августа. Этот груз доставляют через Европу. А вот «Николай Зубов» и «Яков Гаккель» идут по самому короткому, Северному морскому пути. Первый планирует прибыть в Биньхай 29 июля, а второй танкер — 1 августа в Далянь.
Как сообщалось ранее , поставки СПГ в Европу снижаются, несмотря на рекордные за последние 13 лет цены на газ. Поставщиков привлекают еще более выгодные потребители в Азии и Южной Америке.