Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не видит причин, по которым может вырасти тариф на транспортировку нефти в связи с возложением ответственности на «Транснефть» за некачественную нефть, цитирует «Интерфакс» заместителя руководителя ведомства Анатолия Голомолзина. По его словам, ФАС подготовила проект постановления по тарифам на услуги «Транснефти» на 2021–2025 гг., по нему компания сможет поднимать тарифы раз в год не выше 90% от уровня инфляции. «Сейчас мы обсуждаем уровень базового тарифа, который должен быть принят в 2020 г.», – заявил Голомолзин.

Согласно предыдущему распоряжению правительства тарифы «Транснефти» могли расти от 90 до 100% от уровня инфляции. Средний удельный тариф «Транснефти» в 2019 г. был $0,79 за перекачку 1 т нефти на 100 км. Каким будет новый базовый тариф после 2020 г., Голомолзин не уточнил. Представитель ФАС на вопросы «Ведомостей» не ответил. «В правительстве этот тариф обсуждался, и этот подход одобрен в части оценки текущих издержек. Сейчас завершаем обсуждение в части, касающейся инвестиций и управления расходования прибыли», – отметил Голомолзин.

Тариф на оказание услуг для «Транснефти» единственный источник доходов. А расходов у «Транснефти» в этом и следующем году может быть много. Большинство из них связаны с инцидентом, когда 24 апреля Польша, Белоруссия, Украина прекратили прокачку российской нефти по трубопроводу «Дружба» из-за превышения содержания хлорорганических соединений. Инцидент вызвал международный резонанс, до конца года белорусские компании обещали выставить претензии за испорченное оборудование на местных нефтеперерабатывающих заводах. «Транснефть» согласилась компенсировать грузоотправителям обоснованные убытки, но не более $15 за баррель испорченной нефти.

Осенью правительство переложило на «Транснефть» полную ответственность за качество сырья «на выходе» из системы трубопроводов, ФАС и Минэнерго должны разработать систему, при которой нефтяники будут получать компенсацию за снижение качества их нефти при транспортировке, а покупатели смогут отказаться от нее, если нефть не соответствует нормативам, следует из протокола вице-премьера Дмитрия Козака от 14 октября. Еще «Транснефть» как госкомпания должна платить дивиденды по 50% от чистой прибыли по МСФО. В мае министр финансов Антон Силуанов говорил, что государство не должно через пониженные дивиденды компенсировать убытки «Транснефти». В свою очередь компания заявляла, что не будет это предлагать.

Продление прежнего принципа расчета тарифов ожидаемо, сходятся во мнении аналитики БКС и Raiffeisenbank Кирилл Таченников и Сергей Гарамита. Таченников не ждет существенного влияния на результаты компании: крупных инвестиционных проектов у нее сейчас нет, а дивиденды будут расти из-за эффекта низкой базы, дивидендная доходность будет около 9%. «Большое значение имеет не индексация, а размер базового эталонного тарифа, будет ли он введен и что в него войдет», – говорит Гарамита. «Если правительство сохраняет в планах частичную приватизацию «Транснефти» в будущем, то снижение тарифов маловероятно. Если же это все-таки произойдет, то снизятся и дивиденды «Транснефти», а это выпадающие доходы бюджета, их надо компенсировать, например через налоги или дивиденды нефтяников», – сказал он.

Представитель «Транснефти» не ответил на вопросы.