Президенты Турции и России Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин договорились о создании газового хаба. В результате ЕС сможет получать российское топливо через Анкару, заявил турецкий лидер.
Идею создания хаба Владимир Путин озвучил на последней встрече с Эрдоганом. Сообщалось, что объект станет крупнейшим в Европе. В результате Россия сможет перенаправить газ, который прежде шел на Запад через «Северный поток» и трубопровод «Ямал—Европа».
Однако перспективы проекта туманны, отмечает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков. Непонятно, кому из европейских стран может быть интересен турецкий хаб. «В этих условиях очень сложно рассуждать о необходимости или бессмысленности, поскольку есть сторона, которая, видимо, хочет продать, но нет стороны, которая хочет купить. По крайней мере, никто в Европе про это не говорит.
В этих условиях, мне кажется, этот проект крайне рискованный. Мы уже проходили историю с "Северным потоком-2", когда трубы построили, но они остаются пустыми. В данной ситуации в нынешней геополитической обстановке для "Турецкого потока-2" это еще более вероятно. "Газпром" делает противоречивые заявления относительно того, как все будет реализовано.
Одно дело, продавать газ на некоем хабе, на споте — кто придет, тот и купит. Другое дело, что эти поставки будут осуществляться в рамках текущих долгосрочных контрактов в страны Европы, которые сохранят покупки российского газа.
Это, например, Австрия, которая не имеет доступа к рынку СПГ, сильно зависит от российского газа и должна как-то решать эту проблему. Вена пока что ничего не сказала о том, хочет ли она сохранять долгосрочный контракт с "Газпромом" в таком объеме, готова ли она получать газ от Турции, ничего не ясно.
И это противоречивые заявления, поскольку, если вы хотите строить продажи биржевого газа, то непонятно, как этот газ доставить европейским потребителям, потому что из Турции еще нужно построить газопроводы. Чтобы это сделать, надо иметь долгосрочные контракты на бронирование будущих газопроводов. Чтобы иметь такие контракты, надо иметь долгосрочные договоры на поставку. А если вы собираетесь продавать газ на бирже, то очевидно, там не будет долгосрочности.
Таким образом, непонятно, кто будет строить продолжение "Турецкого потока", например, через Болгарию и на каких условиях. Возможно проект хаба ориентирован на танкерные перевозки через Средиземноморье. Возникает вопрос: зачем так делать? Зачем строить систему, которая доставляет газ за 4,5 тыс. км с Ямала и потом его сжижает? Наверное, проще сжижать сразу на Ямале, как делает, например, НОВАТЭК. Конечно, у "Газпрома" всегда были такие экстравагантные концепции»,— говорит Барсуков.
В то же время, как сообщил глава МИДа Венгрии Петер Сийярто, Нидерланды вернули лицензию оператору «Турецкого потока». В конце сентября Амстердам отозвал документ, объяснив это требованиями антироссийских санкций. При этом документ запрещал не транспортировать газ, а только обслуживать и ремонтировать трубопровод. Тем не менее к началу октября Россия снизила прокачку по «Турецкому потоку» на четверть.
Что же касается лицензии, то решение вернуть документ было ожидаемым, отмечает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: «Отзыв лицензии осуществлялся сугубо по формальным, а не политическим признакам. И лицензия была возвращена, это был лишь вопрос времени, поскольку никто не ограничивает транспортировку газа по этому трубопроводу. Единственное ограничение — это сервисное обслуживание подводной части трубопровода, к которому теперь не допущены европейские компании.
Но для "Турецкого потока" это не является критическим, потому что газопровод запущен относительно недавно — в начале 2021 года.
Чтобы добрать ресурс до ближайших профилактических и ремонтных работ, еще есть достаточный запас времени, поэтому технически в ближайшие несколько лет надежности и газоснабжению Европы по "Турецкому потоку" ничего не угрожает.
Теперь крайне интересно посмотреть, как будет реализовываться проект создания хаба и расширение газопровода. Предполагаю, что в ближайшие несколько лет это будет, наверное, основной проект "Газпрома" в западном направлении.
Там установлено российское оборудование в отличие от "Северных потоков". И этот фактор тоже играет в пользу надежности газоснабжения "Турецкого потока" и дальнейшего сервисного обслуживания. Возврат лицензии произошел достаточно быстро — буквально в течение нескольких недель с момента ее отзыва. Это означает, что речь идет чисто о юридической стороне вопроса. То есть юристы обеих сторон оперативно устранили данные несоответствия, провели нужные консультации и решили проблему».
Благодаря «Турецкому потоку» Россия поставляет газ на Балканы, страны юго-восточной Европы и Турцию около 31 млн кубометров в год. Это практически в два раза меньше, чем через трубопровод «Северный поток-1».