Продемонстрировав рекордные показатели по итогам 2011 года, российский шинный рынок продолжил рост в 2012 году, благодаря стабильному состоянию российской экономики и значительному росту продаж автомобилей. В 2012 году рынок шин в натуральном выражении вырос на 9,5% по отношению к предыдущему году, достигнув нового рекорда - 61 млн. шин. В денежном эквиваленте емкость рынка составила, по предварительным оценкам, более 267 млрд. руб.

В то время как европейский шинный рынок снизился на 14% в сравнении с 2011 годом, российские производители шин продолжали наращивать производство. В 2012 году российский рынок шин вырос на 9,5% в натуральном и на 16% в денежном выражении по отношению аналогичному периоду прошлого года. Рост обеспечили компании Кордиант, Нижнекамскшина, Nokian и Michelin.

Снижение объемов экспортных поставок из РФ на 3,5% обусловлено растущими потребностями внутреннего рынка, требующими от отечественных производителей фокусировать усилия на наиболее приоритетном для них рынке.

Политика зарубежных игроков, поставляющих свою продукцию на отечественный рынок, в 2012 году не была такой агрессивной, как в предыдущий период, несмотря на необходимость перераспределения объемов продукции между рынками в связи с рекордным падением спроса на рынках Европы и США (+16,7% к объемам поставок, зафиксированных в 2011 году).

Исключение составляют производители из стран Азии (Китай, Корея), увеличившие импорт шин в Россию в среднем в 2 раза.

Таким образом, в 2012 году темп роста потребления шин зарубежных марок превысил рост продаж российских производителей, а объемы поставок импортируемых шин в РФ в натуральном выражении практически догнали объемы реализации на внутреннем рынке продукции российского производства, что обусловлено потребительскими предпочтениями в стране, и составили 30,4 млн. шин.

Среди основных товарных групп рынка, согласно ожиданиям аналитиков, наибольшим ростом, обусловленным увеличением объемов реализации новых авто в России, отметился сегмент легковых шин - +12,5% по отношению к предыдущему году и составил 46,7 млн. шин.

Сегменты грузовых и легкогрузовых шин выросли на 1% и 3% соответственно. Спрос на шины для спецтехники незначительно сократился: -0,7% за счет снижения продаж шин на мелкую спецтехнику, сегмент которых отличается цикличностью спроса, связанной с частотой замены шины. Кроме того, снижение емкости сегмента сельскохозяйственных и индустриальных шин обусловлено значительным падением рынка сельскохозяйственной техники в 2009 г. (средний срок замены СХШ - 1 раз в 4 года).

На рынке грузовых шин сохранилась тенденция смещения потребительских предпочтений с традиционных комбинированных на более технологичные ЦМК шины .

В 2012 году сохранилась тенденция изменения структуры рынка в разрезе ценовых сегментов: смещение предпочтений потребителей и спроса на имеющие хорошую репутацию брендированные шины лучшего качества.

По итогам года опережающие темпы роста показала продукция премиального ценового сегмента - +24% в натуральном выражении. Рост сегмента А обусловлен, прежде всего, возросшим объемом выпуска продукции Nokian в связи с запуском новых производственных линий в 2012 году. Рост сегмента В составил около 17% по отношению к предыдущему периоду. Спрос на продукцию низшего ценового сегмента С на растущем рынке сократился еще на 8%.

Структура рынка шин в разрезе ценовых сегментов по итогам года следующая: А - 35%, В - 38%, С - 27%.

Смещение спроса и изменение рыночной структуры обусловлены ростом покупательной способности населения и увеличением количества премиальных авто в парке транспортных средств.

Структура основных игроков рынка шин в 2012 году претерпела некоторые качественные изменения. Тройку лидеров покинул Amtel.

Стратегия новых владельцев, частичное сокращение мощностей и их модернизация под производство шин премиум класса привели к падению доли продукции Amtel на 5 п.п.

В лидерах по-прежнему остаются отечественные производители Кордиант, Нижнекамскшина, а также Nokian, увеличившая объемы производства и присутствия на рынке РФ, Yokohama и Michelin, чьи заводы функционируют на территории России. Незначительно уступила свои позиции Bridgestone.

Большие изменения произошли в структуре рынка наиболее емкого, динамично растущего и целевого для компании Кордиант ценового сегмента В.

Вышеупомянутая компания Amtel потеряла позиции и в сегменте В (-6 п.п.), опустившись на вторую строчку рейтинга, отдав лидерство компании Кордиант (+5 п.п. на растущем рынке).

В целом, ввиду динамичного развития и отсутствия резких колебаний внешних факторов, влияющих на шинную отрасль, рынок шин в России развивался стабильно, согласно прогнозам аналитического центра Кордиант.

В текущем году ожидается сохранение тенденции роста шинного рынка, однако более скромными темпами по отношению к 2012 году—на уровне 3,5-4% в год.

На фоне вступления в действие обязательств РФ в ВТО по снижению ввозных таможенных пошлин прогнозируется дальнейший рост импорта шинной продукции, прежде всего, из стран Азии. Консолидация усилий российской шинной отрасли для принятия необходимых защитных мер позволит сократить растущий дисбаланс импорта-экспорта и защитить отечественных потребителей от некачественной небезопасной продукции.

Источник: Cordiant