Сердито и… дешево

Сообщение об очередной победе экологов пришло из Самарской области. Тольяттинским комитетом по охране окружающей среды за превышение норм сброса оштрафованы два предприятия, загрязнявшие окружающую среду: АО “Фосфор” и АО "АвтоВАЗ". Впрочем, можно с уверенностью сказать и в настоящем времени: «загрязняющие». Да и в будущем вряд ли что-то изменится.

Дело в том, что «Фосфор» штрафуется уже во второй раз (тогда его товарищем по «несчастью» было АО "Куйбышевазот"), и со времени предыдущего штрафа принципиальных изменений не произошло. Секрет прост: сумма штрафа как тогда, так и сейчас – 500 рублей.

Возможно, столь небольшая величина штрафа определяется незначительностью урона, нанесенного окружающей среде? Ответ на это дают цифры.

12 октября Тольяттинской инспекцией по охране окружающей среды на АО "Фосфор" выявлены следующие нарушения сбрасываемых сточных вод: обнаружено превышение норм сброса в Волгу по аммонийному азоту - в 3 раза, по меди - более чем в 3 раза, по фосфатам - в 17 раз, по железу - в 10 раз. Сбросы "АвтоВАЗа" превысили нормы по аммонийному азоту и по меди - в 3 раза.

Кто виноват?

«Зеленые», не вдаваясь в детали, будут осуждать предпринимателей за отсутствие заботы об окружающей среде. Однако есть факты, говорящие об обратном.

Уже больше года упоминавшееся АО "Куйбышевазот" использует разработанную германским концерном BASF технологию очистки промышленных газов от углекислого газа. Эта разработка, использующая новый абсорбент, настолько успешно внедрена на крупнотоннажном агрегате по производству аммиака, что в октябре BASF провел научно-технический семинар по вопросу внедрения новой технологии очистки промышленных газов от углекислого газа именно базе этого предприятия. На семинар прибыли гости с 15 российских, украинских, белорусских и литовских предприятий, использующих аналогичные агрегаты по производству аммиака.

Чем же объяснить такое внимание предприятия к выбросам углекислоты? Одна из причин – в экономических выгодах. Поскольку абсорбент коррозионно не активен, увеличивается срок работы трубопроводов и насосно-компрессорного оборудования. К тому же, при использовании новой технологии очистки технологический газ значительно лучше очищается от ненужных примесей, что улучшает качество конечного продукта – аммиака. Наконец, снижается энергоемкость производства.

Еще один пример из деятельности того же АО "Куйбышевазот" – биологическая очистка отходов капролактамового производства. Благодаря ей удается извлечь из отходов ежемесячно около 100 тонн капролактама. Результат, который может сделать очистку просто прибыльной.

Тольяттинский комитет экологии снабдил ЗАО "Куйбышевазот" иловыми площадками на очистных сооружениях промышленных стоков, затратив на их строительство 1,5 миллиона рублей.

Что делать?

Какой же вывод можно сделать из приведенных примеров? Только один: не призывы к сознательности руководителей и, тем более, не копеечные штрафы могут заставить их заняться не косметическими, а реальными мероприятиями по защите окружающей среды. Руководители современных предприятий умеют «считать копейку». Только комплексные меры, в первую очередь, финансового характера могут принести пользу.

Вот лишь некоторые из таких мер:

  • помощь муниципальных и государственных организаций в создании очистных сооружений (как в случае иловых площадок),
  • налоговые льготы на средства, направляемые на экологические цели,
  • поддержка научных разработок, направленных на то, чтобы сделать очистку экономически выгодной для предприятия.

И ряд других, в том числе – реально значимые суммы штрафов и другие формы наказаний, которые могут вынудить предприятие всерьез задуматься, что более обременительно: обзавестись очистными сооружениями или рисковать попасть под судебное преследование со всеми вытекающими последствиями.