Смысл иска, по которому столь неудачно проходят заседания красноярского суда, следующий: кредиторы и руководство завода во главе с исполнительным управляющим Сергеем Шкатовым стремятся через арбитражный суд освободить ОАО "Красфарма" от внешнего управления, что прекратит в отношении предприятия начатую процедуру банкротства.
История сообщает, что в ноябре 1998 г. ОАО "Красфарма" (бывшее ПО "Красноярский завод медпрепаратов") по инициативе Фонда губернаторских программ экономического развития Красноярского края получило кредит в размере 5 млн руб. на восстановление производства стрептомицина. Тогда предполагалось, что уход от монополии пенициллина и выпуск антибиотиков второго поколения позволит предприятию выйти из глубокого кризиса. А высокий уровень заболеваемости туберкулезом в стране говорил о востребованности названного препарата. Итак, линия по производству стрептомицина в соответствии с утвержденной местной властью программой была восстановлена в конце 1998 года. Было израсходовано 19 млн. рублей, при этом, повторимся, 5 млн. вложила администрация края. Остальная часть средств была получена за счет увеличения кредиторской задолженности.
Прошло полтора года, и 4 апреля 2000-го арбитражный суд Красноярского края вынес определение о введении в отношении ОАО “Красфарма” внешнего управления сроком на 12 месяцев и назначении внешним управляющим А.В.Тюрина, против присутствия которого на предприятии направлен нынешний судебный иск.
Who is who
По объемам производства ОАО “Красфарма” занимает первое место среди российских предприятий фармакологической отрасли. Предприятие было создано в конце пятидесятых годов для производства антибиотиков, и в первые годы своей деятельности экспортировало продукцию более чем в сорок стран мира. Тогда, сорок лет назад, столь мощная экспортная экспансия была довольно быстро прервана: иностранные конкуренты защитили от советского предприятия собственные внутренние рынки.
Коренным отличием “Красфармы” в ряду ведущих предприятий отрасли в начале перестройки была ориентация на производство не готовых лекарственных форм, а преимущественно сырья. И это первая «неконкурентная» особенность предприятия, ведь известно, что реализовывать готовую продукцию гораздо выгоднее, чем сырье. Поэтому таким крупнейшим предприятиям отрасли, как Пензенскому и Саранскому фармакологическим комбинатам, с их развитым производством готовых лекарственных форм с самого начала было проще адаптироваться к новым экономическим условиям.
Ныне основные потребители продукции ОАО “Красфарма” – медицинские учреждения и стационары. И это вторая некоммерческая (читай: «нерентабельная») характеристика завода. Предприятие, поставляющее продукцию не в аптечную сеть, а в стационары большого края, обречено на перебои с финансированием из бюджетов разных уровней. Введение Закона РФ “Об обязательном медицинском страховании” не сумело исправить плачевного положения производителей бюджетных лекарств. Денег «от страхования» традиционно хватает только на заработную плату персоналу российских больниц и организацию питания больных, но не на расчеты с фармакопеей. Итак, дело завода, обслуживающий фактически неплатежеспособный сектор рынка, сейчас находится в судебном производстве.
Как сообщил исполнительный управляющий предприятия С.Шкатов (оппонирующий в суде внешнему управляющему), в данный момент предприятие готово подписать мировое соглашение со всеми кредиторами. Основными кредиторами Общества являются Красноярское региональное отделение Пенсионного фонда, ОАО "Красноярскэнерго", Красноярский коммерческий банк "Кедр", "Сбербанк" и Московский муниципальный "Банк Москвы".
Возможно, ноябрь, когда пройдет ближайшее заседание суда, прояснит будущее крупнейшего в России фармацевтического предприятия.