углерод

Комитет Госдумы по экологии рекомендовал принять в первом чтении законопроект Минэкономразвития (МЭР) об ограничении выбросов парниковых газов. Но у комитета есть вопросы. Предполагается, что снижать углеродный след продукции можно будет за счет как сокращения выбросов, так и их поглощения благодаря климатическим проектам, в том числе по развитию экосистем. Вводится понятие «углеродные единицы», которыми можно будет торговать. Согласится ли с таким подходом Европа? МЭР признает: нужно готовиться к переговорам.

В России создают законодательную базу для государственного контроля над выбросами парниковых газов. Во вторник состоялось заседание комитета ГД по экологии и охране окружающей среды с участием главы МЭР Максима Решетникова, посвященное правительственному законопроекту «Об ограничении выбросов парниковых газов». По итогам заседания рекомендовано принять проект в первом чтении.

Как пояснил Решетников, законопроект вводит принципиально новый механизм углеродного регулирования на основе учета выбросов парниковых газов и создает всю инфраструктуру для появления новых рынков углеродных единиц и привлечения инвестиций в климатические проекты. Прописывается понятийная база. Климатический проект – «комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем». А углеродная единица – «верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа».

Также законопроект предполагает создание системы государственного учета выбросов парниковых газов и отчетности. «Теперь крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и промышленности и другие отрасли будут предоставлять отчетность о выбросах углеродов, – пояснил Решетников. – Внедрить углеродную отчетность предполагается в два этапа». Сначала отчеты будут предоставлять крупные компании, выбрасывающие более 150 тыс. т эквивалента СО₂ в год, после 2024 года – те, кто превышает отметку в 50 тыс. т.

Раскрытие информации поможет оценить реальное положение дел, привлечь инвестиции, тем более что, как отметил Решетников, у бизнеса есть спрос на климатические проекты. «Схема простая: компания может повысить энерго- или ресурсоэффективность либо увеличить поглощение парниковых газов», – отметил он. Все, что «сокращено» или «поглощено», это и есть «углеродные единицы». Информация о них будет внесена в специальный реестр, там же будут проводиться все операции с углеродными единицами. «Их можно будет передать, то есть продать. Или зачесть, то есть снизить углеродный след продукции», – добавил глава МЭР. Пилотным регионом по такому государственному углеродному регулированию ранее была выбрана Сахалинская область.

Правда, экологи назвали законопроект компромиссным. Координатор проектов по климату российского отделения Greenpeace Полина Каркина сказала, что «отсутствие квот и платы за выбросы парниковых газов в законопроекте удручает». «Введение углеродного налога по принципу «загрязнитель платит» было бы гораздо более эффективным механизмом, который мог бы стимулировать бизнес сокращать выбросы в процессе производства, а потребителей – в процессе потребления путем выбора товаров с более низким углеродным следом, поскольку такие товары были бы более конкурентоспособны в ситуации введения углеродного налога», – говорит эколог. «Что касается «климатических проектов», то в текущем виде существует риск того, что они будут в основном сфокусированы на поглощении выбросов лесами, что вызывает большие вопросы», – полагает Каркина. В частности, по ее словам, посадить лес и вырастить его до состояния, когда он сможет действительно поглощать углерод, – разные вещи.

Решетников, выступая на заседании, пояснил: «Мы стартуем с «мягкого» регулирования без дополнительной налоговой нагрузки на бизнес. Для нашей экономики резкий подход неприемлем, нам нужно двигаться поэтапно». Также министр сообщил, что «модель углеродного регулирования будет действовать на территории всей страны со следующего года». По его словам, России необходимо интегрироваться в процессы перестройки глобальной экономики и иметь собственную климатическую повестку.

И на этом этапе возникают определенные опасения. О них сообщил глава думского комитета Владимир Бурматов. Они касаются признания международными партнерами российских углеродных единиц. Причем ситуация с европейским подходом к углеродному регулированию тоже до конца не прояснена. Как сказал Бурматов, это «игра со множеством неизвестных». Однако уже понятно, что внедряемые Евросоюзом правила ударят по российскому экспорту: пострадают базовые отрасли, которые формируют около 40% экспорта. Несоблюдение новых правил приведет, по аккуратным оценкам, к потерям бизнеса в размере примерно 5 млрд евро в год, добавил он.

Так что России предстоит решить, на каком этапе и кому она согласна платить: на этапе пересечения товарами границ или на своей территории, реализуя климатические проекты. Конечно, второй вариант предпочтительнее. Но, как добавил Бурматов, нельзя допускать, чтобы платить приходилось дважды – такой риск возникает, если углеродные единицы не будут признаваться зарубежными партнерами. Решетников признал: «Важно, чтобы российские углеродные единицы, а значит, и снижение углеродного следа признавались на международных рынках. Работаем по этому треку со странами – участницами Парижского соглашения».

Бурматов отметил, что, по его данным, крупный бизнес выступил за принятие такого законопроекта, но есть и вопросы. «Законопроектом правительство наделяется правом применять дополнительные меры по регулированию экономических процессов в случае недостижения целевого показателя. Хотелось понять, что это будут за дополнительные меры... Этот пункт один из немногих вызвал вопросы, в том числе у представителей бизнеса», – сказал глава комитета.

В пресс-службе Минэнерго ответили, что текст законопроекта МЭР с министерством согласован. Риски какой бы то ни было косвенной нагрузки на бизнес в случае недостижения целевых показателей, по мнению Минэнерго, в текущей редакции законопроекта минимизированы. Разработка требований в отношении «углеродных единиц» проходит в рамках Парижского соглашения по климату. «В настоящее время такие требования только формируются. В связи с этим отсутствуют основания для непризнания российских «углеродных единиц». Российской Федерации как участнику Парижского соглашения… следует принимать участие в переговорах по формированию понимания «углеродных единиц» для его гармонизации с российским законодательством», – добавили в Минэнерго.

«НГ» обратилась к представителям крупного бизнеса с просьбой озвучить их позицию. В частности, в пресс-службе СИБУРа ответили, что «компания поддерживает законопроект и надеется, что в скором времени появятся дополнительные меры, способствующие развитию и ускорению реализации проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов». «СИБУР, как и многие крупные российские компании, ежегодно формирует отчетность по выбросам парниковых газов, включая ее верификацию, поэтому появление закона будет способствовать формированию национальной системы отчетности и ее улучшению», – сообщили в пресс-службе. В комментарии указано, что также важно предоставить возможность компаниям, не участвующим в пилоте на Сахалине, протестировать систему верификации углеродных сокращений и продажу углеродных единиц. 

«Пилотный проект на Сахалине является прорывным решением в плане введения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (в ЕС существует с 2005 года). Сахалин представляет собой уникальный регион, и успешность проведения данного эксперимента там позволит распространить подобный проект и на другие субъекты РФ», – сказал так же председатель координационного комитета «Зеленой инициативы», член правления Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги.

По его словам, климатические проекты – перспективная сфера сотрудничества России и ЕС. «При этом важно, чтобы стороны сумели гармонизировать подход к оценке зеленых проектов, мониторингу выбросов парниковых газов, системе их учета, – признал Ферленги. – Сегодня в России мы видим необходимость создания единого цифрового портала, дающего возможность познакомиться с актуальной информацией по климатическому регулированию, проектам, новым профессиям и волонтерским программам.