Индустрия ароматических углеводородов уже несколько лет находится в состоянии застоя. Способны ли рыночные механизмы обеспечить развитие отрасли, и на что на самом деле направлены усилия государственных чиновников, декларирующих развитие нефтехимии среди приоритетных национальных задач.
Седьмая международная конференция «Ароматика» состоялась 23 сентября в Москве. Мероприятие прошло при поддержке аналитического центра «Кортес». Начиная с 2006 г. компания CREON Energy объединяет на своей площадке игроков отрасли с целью содействовать взаимному и параллельному развитию продавцов и потребителей ароматических углеводородов в России для дальнейшего перехода к масштабному выпуску высокомаржинальных продуктов нефтехимии, отметил в приветственном слове глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие. На протяжении последних нескольких лет структурный дефицит бензола не позволяет переработчикам формировать долгосрочные программы развития своих мощностей, хрупкий баланс совместного роста нарушен, индустрия стагнирует. Необходим открытый диалог между нефтяными и металлургическими холдингами, нефтехимическими предприятиями и государством, которому при регулировании отрасли, возможно, стоит обратить больше внимания на выполнение задекларированных задач по развитию нефтехимической промышленности.
Основные тенденции российского рынка ароматических углеводородов озвучила ведущий специалист отдела нефтехимии и химии ИАЦ «Кортес» Надежда Селиванова. Производство ароматики в 2012 г. сократилось на 3% по сравнению с прошлым годом главным образом за счет снижения выпуска нефтяного бензола из-за простоя «Ставролена» и уменьшения выхода продукции на еще нескольких предприятиях. В структуре производства 56% рынка занимает бензол, из них 48% - это бензол нефтяной и 8% коксохимический, толуол – 17%, п-ксилол - 17% и ортоксилол – 10%.
На протяжении долгого времени отечественный рынок бензола является практически автономным, характеризуется небольшой долей внешней торговли. Внутренние цены в значительной степени коррелируют с западноевропейскими (коэффициент 0,94), а также со стоимостью нефти (коэффициент 0,86).
Рынок толуола в России полностью автономен, вся продукция потребляется внутри страны. 95% продукта производится путем риформинга на НПЗ, 5% коксохимическими предприятиями. Предприятия-производители в 2012 г. сами использовали 64% толуола, последнее время наблюдается тенденция к увеличению поставок на внутренний рынок. По структуре потребления на топливные компоненты расходуется порядка 73% толуола, 16% на ЛКМ и растворители и 9% на нитросоединения. Несмотря на отсутствие экспортно-импортных операций российские цены хорошо коррелируют с мировыми: с Азией коэффициент составляет 0,81, с Европой 0,83.
Ксилольный рынок единственный из ароматических является экспортно-ориентированным, основное направление поставок – Финляндия, доля Белоруссии мала и продолжает снижаться. По словам аналитика, за 2012 г. экспорт уменьшился на 10%, что повлекло за собой сокращение производства на 3%. Такая картина наблюдается на фоне стабильного увеличения внутреннего потребления, которое в прошлом году также составляло 3%. Производственные мощности по орто- и параизомерам ксилола равны - 380 тыс. т в год каждый, однако загрузка мощностей п-ксилола значительно выше из-за его востребованности, в соотношении к о-ксилолу это 79% к 49%. Крупнейшими областями применения ксилолов является производство терефталевой кислоты (ТФК) для п-ксилола и фталевого ангидрида для о-ксилола. Существует высокая корреляция цен с мировыми рынками.
В первом полугодии 2013 г. наблюдался рост производства ксилолов, бензола и небольшое снижение выпуска толуола. Рост производства ксилолов сопровождался увеличением внутреннего потребления и сокращением экспорта.
Обзор рынка бензола и толуола представил заместитель директора по маркетингу «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин. В последние несколько лет объемы производства и потребления бензола колеблются на уровне 1,1–1,2 млн т в год. Структура производства существенно не меняется: на бензол с риформингов приходится более 40%, более 30% на пиролиз, около 20% занимает каменноугольный бензол. Три основных направления потребления также примерно сохранили структуру 2007 г. В 2012 г. сократилось потребление в секторе капролактама, увеличившись в секторе стирола. Как показывает статистика, в целом рынок сбалансирован, экспорт примерно равен импорту, нет глобального превышения спроса над предложением или наоборот. Однако ситуация на рынке не стабильна, так как остановка всего лишь одного производителя или потребителя меняет баланс на 10-20%, и при загрузке всех производящих и перерабатывающих мощностей почти на 100% постоянно создаются локальные дисбалансы. Особенно это очевидно в период ремонтов или в моменты аварийных остановок, когда цены внутреннего рынка демонстрируют резкие колебания относительно экспортной альтернативы.
Рынок бензола имеет все признаки «рынка с совершенной конкуренцией». Анализ корпоративной структуры показывает отсутствие доминирующих игроков, их общее число значительно и доля каждого не превышает 10%. За пределами внутрикорпоративных поставок находится более 50% производимого бензола (объем поставок «в рынок» составляет 650 тыс. т в год при общем объеме производства 1,1-1,2 млн.т).
Влияние на ценообразование на рынке бензола оказывает не только конъюнктура мировых цен бензола и его производных, но и ситуация на рынках, напрямую не связанных (например, черной металлургии, сырья пиролиза и т.п.). Разнонаправленное воздействие всех этих факторов делает рынок бензола трудно предсказуемым. По мнению докладчика, сегодня при полных загрузках и отсутствии запасов свободных мощностей, а также их изношенности, рынок очень волатилен и интересен со спекулятивной точки зрения. Текущая конъюнктура мировых цен такова, что четко выраженных премиальных направлений переработки нет. Поэтому сейчас не может быть единой модели ценообразования, и мы имеем большое количество спотовых контрактов со всеми вытекающими последствиями: большими дифференциалами цен между производителями, краткосрочными альянсами и т.д. Поменять ситуацию могут только внешние факторы, поскольку серьезных предпосылок к изменению внутренних факторов нет.
Г-н Кручинин не видит реальных перспектив увеличения производства товарного бензола в РФ. По всем завяленным проектам, в частности, компаний «Сибур», «Санорс», «Башнефть», «Ставролен», Омский НПЗ, «АПЗ», «Нижнекамскнефтехим», отсутствуют даже приблизительные сроки реализации. Ни в одном из них глубоко не проработан вопрос, что делать с жидкими продуктами пиролиза или бензолом. Существенного увеличения спроса на бензол на фенольных и стирольных производствах эксперт также не прогнозирует. В секторе капролактама перемены возможны, но рост объема бензола будет соответствовать потребностям сектора, то есть на балансе спроса и предложения это не отразится. Вкладываться в строительство без четкого канала реализации производители не спешат, также как и необеспеченные в потенциале сырьем переработчики. Поэтому в ближайшие 4-5 лет пуска новых мощностей ожидать не приходится, подытожил он.
Говоря о перспективах рынка толуола в России г-н Кручинин отметил, что его валовое производство не уменьшится. Объемы товарного толуола будут определяться соотношением нетбэков НПЗ и цен, которые смогут дать потребители. В перспективе емкость нетопливного сегмента рынка продолжит сокращаться, а колебания баланса спроса/предложения станут более резкими в процентном отношении, что повысит волатильность и спекулятивность рынка.
В заключение своего выступления г-н Кручинин высказался за отмену 10%-ной экспортной пошлины на каменноугольный бензол, поскольку, по его мнению, данная мера значимого регулирующего влияния не оказывает.
На сегодняшний день среди стран ближнего зарубежья Казахстан оказался единственной страной, которая сумела вовремя оценить далеко идущие перспективы собственного ароматического производства. Директор департамента нефтепереработки «КазМунайГаз переработка и маркетинг» Нурканат Ретаев сообщил, что сейчас Казахстан опережает Россию и другие государства СНГ в строительстве крупного нефтехимического комплекса по выпуску ароматических углеводородов, ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2014 год. Производственная мощность по параксилолу составит 496 тыс. т в год, по бензолу - 133 тыс. т в год. Спикер также высказал мнение, что заявленные в планах РФ проекты по производству нефтехимического сырья в ближайшие годы (4-5 лет) реализованы не будут по причине их капиталоемкости. Он полагает, что в краткосрочном периоде российские предприятия в основном ориентированы на расширение текущих мощностей по переработке сырья нефтехимии. Такая позиция позволяет говорить о спросе на казахский параксилол и бензол, особенно в рамках действующего беспошлинного режима между странами Таможенного союза.
Относительно возможных каналов сбыта ароматической продукции директор по реализации проектов нефтегазопереработки и нефтехимии «КазМунайГаз» Муратжан Мусайбековпродолжил, что в рамках интеграции государств России и Казахстана уже заключено соглашение о едином экономическом пространстве, и потенциально рынок РФ компании интересен. Однако маркетинговая составляющая будет основной при выборе направления поставок. Ведутся переговоры с российскими компаниями, а также с Китаем, Южной Кореей и Турцией. Так что России вместо финансирования собственных предприятий, придется платить конкурентоспособную цену казахским производителям.
Помимо этого, г-н Ретаев подчеркнул, что строительство комплекса позволит Атыраускому НПЗ выпускать бензины и дизельное топливо, соответствующие стандартам Евро-4 и 5, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза. По его словам, реализация данного проекта позволит Казахстану и в дальнейшем развивать всю цепочку нефтехимического производства от этапа добычи сырья до этапа производства готовой продукции в различных отраслях.
Коммерческий директор «Куйбышевазот» Андрей Былинин добавил, что компанией рассматривалась возможность создания на предприятии подобных мощностей. Положительное решение не было принято из-за планов по реализации проекта «Санорс», издержки которого, учитывая имеющуюся инфраструктуру, существенно ниже потенциальных затрат «Куйбышевазота» на строительство нового производства. Относительно дальнейших планов топ-менеджер сообщил, что компания намерена развивать направление переработки капралактама. Строительство производств ароматики в настоящее время не планируется.
Далее о развитии тарифной системы регулирования экспорта и импорта бензола и других ароматических соединений рассказал ведущий советник департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Антон Жаринов. Он представил круг факторов, оказывающих влияние на динамику российского рынка бензола.
Поскольку таможенно-тарифное регулирование является важным инструментом воздействия на отрасль, вопросу пошлин уделяется огромное внимание. Однако в случае с бензолом нужно иметь в виду, что экспортно-импортные операции занимают несущественную долю этого рынка. Сегодня экспорт находится на уровне 3-4% от объемов производства, исторический максимум этого показателя достигал 10%. Доля импорта в ресурсах внутреннего рынка также порядка 4%. Несмотря на это существует высокая корреляция внутренних цен с международными, что позволяет делать основанные на мировых трендах стоимостные прогнозы и говорить о приблизительных направлениях движения рынка.
В 2013 году темпы роста ВВП составят около 1,8%, что говорит о периоде стагнации в экономике РФ. Федеральный бюджет находится в зоне вероятного дефицита – на 2014 г. этот показатель составляет около 0,5% ВВП (400 млрд руб.). Правительство РФ вынуждено использовать перебалансировку бюджетных интересов, а также оптимизировать систему налогообложения, не забывая о долгосрочных ориентирах. В частности, на рассмотрении Госдумы находится законопроект по так называемому налоговому маневру в ТЭК, предусматривающий рост НДПИ на 4,9% и уменьшение вывозной пошлины на нефтепродукты на 1,5%. Изменение налоговой нагрузки приведет к соразмерному росту экспортной альтернативы и внутренних цен, и стоимость сырья для производства бензола, по-видимому, вырастет.
С точки зрения налогов важно отметить тот факт, что ввозные пошлины обеспечивают порядка 6% доходов бюджета – свыше 700 млрд долл. в год, что при дефиците бюджета подталкивает государство к соблюдению достаточно жесткой фискальной политики. При этом неблагоприятный макропрогноз и ослабление курса национальной валюты в 2014 и последующие годы, приведет к увеличению стоимости импорта на 2-3% и росту внутренних цен, но одновременно может способствовать наращиванию экспорта и соответственному уменьшению внутреннего предложения.
Кроме того, в настоящее время прорабатывается инициатива компаний «Новатэк» и «Сибур» о снижении ставки вывозной пошлины на газовый конденсат и продукты его переработки, в том числе прямогонный газовый бензин, идущий через Усть-Лугу. Такой механизм точечного налогового стимулирования нужен для эффективного запуска перевалочного комплекса. Планируемый объем поставок сырья составляет около 6,5 млн т в год (это 30-40% общего экспорта), что при снижении пошлины на 27% приведет к росту внутренних цен на сырьевые продукты.
Другим важным фактором является евроинтеграция Украины. На стадии подписания находится соглашение об ассоциации с ЕС. Если в ноябре документ будет подписан, это приведет к масштабному снижению и частично обнулению украинских импортных пошлин. Как следствие, вероятен рост импорта из Евросоюза в РФ через Украину, поскольку последняя участвует в договоре о свободной торговле среди стран СНГ. Для защиты собственной экономики Россия, возможно, будет вынуждена вводить пошлину на украинские товары (суммарно Украина обеспечивает 3% импорта Россией угля, 54% кокса и 100% бензола для синтеза). В случае реализации такого сценария по углеводородному сырью импортные цены, а вслед за ними и внутренние на российском рынке могут подняться на 4-5%. Также стоит учитывать мощности запущенного «Карпатнефтехима», который имеет конкурентоспособные цены и сможет поставлять дополнительные объемы бензола на российский рынок.
Следующим фактором являются тарифные обязательства по ввозным пошлинам перед ВТО: произойдет постепенное снижение ввозных пошлин, и следовательно внутренних цен как на сырье, так и на готовую продукцию (на 1-2 процентных пункта в год), в большей степени на готовую продукцию.
Низкие темпы прироста выпуска отечественного полиамида, волокон, некоторых готовых изделий последующего передела наталкивают на мысль о конкурентоспособности российских товаров и их возможном месте после увеличения ввозимых товаров из ЕС и других стран.
По словам г-на Жаринова, в настоящее время нефтехимические мощности не полностью загружены, и внутренний рынок готов потреблять весь произведенный бензол.
Позиция металлургов отменить 10%-ную вывозную пошлину понятна, однако на рынок бензола в целом данная мера критического влияния не оказывает из-за сравнительно небольшой доли (10%) коксохимического сырья в структуре производства бензола. Введенная, как инструмент стабилизации ситуации на внутреннем рынке, 10%-ная пошлина с учетом нынешних макроэкономических реалий воспринимается финансовыми властями как вполне реальные 3 млн долл. в бюджете.
Выступление представителя министерства вызвало оживленную дискуссию среди участников мероприятия. Заместитель начальника Управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и переработки «ЛУКойл» Эдуард Вильховецкий поинтересовался, почему льготы получают только отдельные компании, ведь помимо «Новатэка» и «Сибура» инвестиционные проекты реализуют и другие. Исходя из представленных в докладе данных, растут экспортные нетбэки на сырье, прямогонный бензин, и с учетом вхождения в ВТО снижаются импортные пошлины на готовую продукцию. Получается, что мы собственными руками гробим отечественную нефтехимию. Заявленные проекты тормозят в связи с отсутствием сырьевого ресурса – сжиженного газа, который есть у «Сибура» и «Новатэка», но который сложно купить по конкурентной цене. Создается ситуация, когда при растущей стоимости сырья снижается стоимость готовой продукции. Какой переработчик станет инвестировать в новые мощности в условиях их сомнительной окупаемости и неизвестности в поставках сырья?
«Регулирование рынка прямогонных бензинов является с технической точки зрения достаточно сложным, определить происхождение бензина из нефти или газа таможня не может. Сохранить предсказуемый, действующий на момент активного строительства таможенный, а вместе с ним и инвестиционный режим, наверное, с некоторой точки зрения важнее потерь, в том числе бюджетных. Я понимаю неоднозначность сложившейся сегодня ситуации. На мой сугубо личный взгляд, этот режим временный», - пояснил г-н Жаринов.
Руководитель направления ДПиОС «Сибур» Владимир Иванов рассказал, что компания заключила два долгосрочных контакта с Магнитогорским и Кемеровским металлургическими комбинатами на поставку бензола. Из пяти крупных производителей, экспортирующих каменноугольный бензол, трое от сделки с «Сибуром» отказались. Г-н Иванов также сообщил, что компания выступает за сохранение 10%-ной экспортной пошлины на коксохимический бензол на текущем этапе, поскольку данная мера стимулирует переработку бензола и вовлечение его в дальнейшие переделы на территории РФ.
Тематика следующих докладов сместила акцент мероприятия с глобальных рыночных вопросов к технологическим решениям и механизмам эффективной переработки природных ресурсов и получения ароматических углеводородов из различных видов сырья.
Заместитель начальника научно-технического центра украинской компании НПП «Заря» Леон Штейнберг рассказал о переработке сырого бензола на предприятии тонкого органического синтеза. Основным сырьем для предприятия служит сырой бензол. Для небольшого переработчика вопросы цены и качества сырьевого ресурса очень чувствительны, и иногда вынуждают балансировать на грани рентабельности. Повысить стабильность и доходность производственной деятельности предприятие смогло, перейдя к более глубокой переработке сырого бензола.
О подходе к организации бизнеса крупного потребителя ароматики рассказал Андрей Тарахнов, руководитель проектов «Байер Технологический Сервис». Компания выступает за повышение ценности газа для химической промышленности, в частности, путем его переработки в ароматические соединения. Стремясь создавать конкурентные преимущества через инновационные технологии, перспективным направлением деятельности компания считает отход от традиционного получения химического сырья и развитие газохимии. Силами специалистов «Байер Технологический Сервис» разработана технология прямой ароматизации метана, метод успешно прошел тестирование на лабораторном и пилотном оборудовании. В будущем возможно рассмотрение коммерческой реализации технологии, исходя из ситуации на рынке ароматики.
Тему производства ароматических углеводородов из природных газов и метанола продолжил технический директор «Новые газовые технологии – Синтез» Владимир Имшенецкий. Он представил семейство технологий производства БТК+ (смесь аренов: бензола, толуола, ксилолов и прочих алкилбензолов С8+) путем конверсии метанола, ШФЛУ (смеси углеводородов С2-С5) и синтез-газа. Цель инновации - низкозатратная переработка газового сырья в ключевое сырье современной нефтехимии. Сейчас технология находится на этапе проектирования опытной установки мощностью 1000 т БТК в год, ориентировочный срок ее создания 1,5-2 года. Финансирование проекта будет осуществлено за счет гранта Фонда Сколково и инвестиций венчурных фондов. Первой коммерческой продажей лицензии может стать опытно промышленная установка в Азии мощностью от 20 до 50 тыс. т в год по исходному сырью.
Коммерческий директор Shell Global Solutions Сергей Абрамов в своей презентации подробно описал практический пример производства ароматических углеводородов с использованием каменноугольного сырья на основе селективного гидрирования. Он отметил, что в последнее время наибольшие успехи в использовании потенциала новых технологий демонстрирует Китай. Представленный опыт компании Shell в области углехимии также основан на китайском рынке. Сегодня компания рада предложить опробованные в промышленности технологические инновации для решения проблем гидрирования российскому рынку.
Заведующий лабораторией каталитических превращений углеводородов Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН Геннадий Ечевский представил отечественные инновационные технологии получения ароматических углеводородов из ПНГ и ШФЛУ. Он рассказал о разработанном методе промышленного производства уникального комплексного катализатора для ароматизации. Помимо этого, докладчик презентовал прошедшую опытно-промышленную проверку технологию «БиЦиклар», предназначенную для переработки ПНГ и позволяющую получать содержащую БТК фракцию. Институт готов к промышленному внедрению своей разработки, но, к сожалению, активного интереса российские фирмы не проявляют.
Профессор МИТХТ им. М.В. Ломоносова Андрей Тимошенко в своем докладе рассказал о совершенствовании технологий выделения ароматических углеводородов. Он осветил основные проблемы технологий ратификации и предложил интересные варианты их решений.
Независимый эксперт Юрий Павлов представил разработанный совместно с профессором РХТУ им. Д.И. Менделеева Виктором Ванчуриным доклад о синтезированном медноалюмокремниевом катализаторе МАК-К для дегидрирования циклогексанола в производствах капролактама. Катализатор МАК-К превосходит по рабочим характеристикам действующий в промышленности катализатор марки К-СО, по ряду характеристик и катализатор фирмы BASF марки H3-11. Промышленное апробирование катализатора намечено на начало 2014 г., итоговые результаты будут подведены уже летом того же года.
Подводя итоги мероприятия, глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие сказал, что нам остается только поздравить представителей Казахстана за своевременную реализацию проекта в Атырау и подчеркнуть его значимость для всего Таможенного союза. Наши казахские коллеги стали первопроходцами среди региональных ВИНКов, кто начинает менять баланс по ароматическим углеводородным соединениям. Это смелый шаг и прорыв, который в любом случае приведет к переформатированию рынка в обозримом будущем. Надеемся, что инертность наших российских ВИНКов в данной связи скоро прекратится.