Агентство Kurdistan.ru на днях сообщило о решающей роли нефти Иракского Курдистана в его отношениях с Турцией.

Отмечается, что "иракский экспорт в Турцию почти полностью формируется за счет продажи нефти, поступающей в Турцию по нефтепроводу Киркук — Юмурталык (курдский нефтепровод). В мае 2012 г. Турция и Курдистан, несмотря на возражения иракского правительства, заключили официальное соглашение о нефтяном сотрудничестве. В соответствии с соглашением, курды начали экспортировать сырую нефть.

...Вслед за этим было начато строительство неподконтрольного Багдаду нефтепровода, идущего от месторождений Курдского автономного района на территорию Турции и примыкающего к одной из двух веток действующего нефтепровода Киркук — Джейхан. В январе 2014 г. начались поставки курдской нефти в Турцию по новому нефтепроводу, а с конца мая 2014 г. началась продажа этой нефти на мировом рынке. Именно Турция помогла многочисленному этносу стать влиятельным игроком на нефтяном рынке. На современном этапе курдское правительство имеет самые выгодные условия для энергетических инвесторов...".

Год назад Ирак и эта автономия договорились "о выделении 17% бюджетных средств страны в обмен на ежедневную поставку 550 тыс. баррелей нефти в сутки из Курдистана. Но реалии оказались таковы, что "...Курдистан компенсирует дефицит денежных средств за счет турецкого партнера".

Эрдоган стремится наладить "тесное энергетическое сотрудничество с безопасным Иракским Курдистаном: Ирак занимает 5-ю строчку в рейтинге 10 стран с максимальными доказанными запасами нефти, а Курдистан обладает почти 90% нефти Ирака". Но экономическая зависимость Эрбиля от Анкары "приведет и к политической зависимости".

Алмаз Иртлын (г.Мосул, Ирак) эксперт по вопросам экономики непризнанных государств, пояснил обозревателю RСС, что "в Турции хотят обеспечить преимущественное снабжение курдской нефтью. Потому, если потребуется, будут оперативно создаваться новые нефтепроводы и терминалы, если сепаратисты турецкого Курдистана, где тоже имеются нефтересурсы, хотя и меньшие по сравнению с североиракскими, продолжат выведение из строя действующие объекты такого рода. Турция стремится "перетянуть" на себя, в плане транзита, нефтегазовые потоки всех близлежащих стран и увеличивать эти потоки. Некоторые примеры тому - нефтепровод Баку-Джейхан, "Южный газовый коридор" (ЮГК), нефтепроводы из Иракского Курдистана, проект стыковки израильского морского газа с ЮГК. Это давняя стратегия Анкары, тем более, что еще в начале-середине 1950-х, из-за блокады почти всех трансаравийских нефтепроводов из-за арабо-израильских войн, некоторые компании Запада обращали внимание на энерготранзитные преимущества Турции. Поэтому какие бы политические силы не приходили к власти в Турции, ее власти будут стремиться и впредь реализовывать эту стратегию".