Несмотря на предполагавшиеся ограничения по перевозке опасных грузов в период чемпионата мира по футболу, ОАО РЖД, видимо, практически не потеряет в объемах погрузки. В конце мая с перевозок нефтепродуктов, сжиженных газов и большинства других опасных грузов запрет был снят, в черном списке остались лишь 35 видов грузов (преимущественно метанол, метиловый спирт). В итоге общая потеря погрузки составит лишь 315 тыс. тонн за два месяца, но и эти объемы компенсируются сейчас за счет интенсификации перевозок.

Грузопотоки ОАО РЖД практически не сократятся во время проведения чемпионата мира по футболу, сообщил 5 июня замгендиректора—начальник центральной дирекции управления движением монополии Павел Иванов. По его словам, хотя назначение 728 дополнительных пассажирских поездов на время чемпионата и накладывает некоторые ограничения, оно «не является определяющим с точки зрения объемов грузоперевозок». Господин Иванов уточнил, что план на июнь подразумевает рост погрузки на 3%, грузооборота — на 3,8%. Роста срока доставки грузов ОАО РЖД тоже не ожидает.

Меры безопасности во время ЧМ-2018 и перед ним, в период с 25 мая по 25 июля, предусмотрены указом президента от 9 мая 2017 года и постановлением правительства от 9 июня того же года. Эти документы предписывают приостановить в регионах, где проводятся игры чемпионата, деятельность опасных производств, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества. Изначально перевозка таких грузов по железным дорогам также относилась к ограничиваемой деятельности. Однако 25 мая этого года железные дороги и порты были постановлением правительстваисключены из перечня опасных производств. Как пояснил господин Иванов, ОАО РЖД запросило у правительства разъяснение к постановлению, правительство его направило, и компания «в отношении перевозок опасных грузов не имеет никаких ограничений».

По словам Павла Иванова, потеря погрузки из-за повышенных мер безопасности, введенных на время мундиаля, за два месяца составит всего 315 тыс. тонн. Речь идет о 35 видах грузов, перевозка которых все же будет ограничена. При этом, уточнил он, в основном речь идет о метаноле (270–280 тыс. тонн). «Организовано взаимодействие регионов с межведомственным оперативным штабом, около 3 тыс. вагонов к перевозке этих грузов уже согласовано,— добавил господин Иванов.— Это большой объем, который компенсирует те потери, которые изначально предполагались в размере 315 тыс. тонн». Никаких других ограничений нет, в том числе по перевозке нефтепродуктов, опасных грузов, таких как сжиженные углеводородные газы (СУГ), пропан-бутан, заявил топ-менеджер ОАО РЖД. «Единственное — мы нашими внутренними документами предусматриваем (там, где есть такая возможность с точки зрения организации транзита) перевозку в обход железнодорожных узлов городов, где будут проводиться мероприятия ЧМ»,— добавил он. Также он сообщил, что снабжение топливом Московского авиаузла по железной дороге идет без ограничений, впрочем «аэропорты получают нефтепродукты и альтернативным видом транспорта» (по трубопроводу).

Ожидание ограничений на период ЧМ-2018 уже сказалось на структуре грузопотоков. Так, в мае фиксируется резкий рост погрузки во внутреннем сообщении относительно прошлого года на 6,5%, отмечает глава отдела исследований грузоперевозок ИПЕМ Александр Слободяник. «Одним из факторов такого скачка могли стать заблаговременный завоз нефтяных грузов в связи с рядом вводимых ограничений и завершающий этап подготовки предприятий к ЧМ-2018 (в том числе авиаперевозки, городской транспорт, экстренные службы)»,— отмечает он. При этом ускорились темпы спада погрузки строительных грузов (на 700 тыс. тонн к маю 2017 года), что, по мнению ИПЕМ, связано в первую очередь с завершением строительства Крымского моста и сдачей объектов к ЧМ-2018, пишет Ъ.