Германия находится в "регулярном и конструктивном" контакте с властями США по "Северному потоку-2", Берлин по-прежнему отвергает применение санкций против союзников, заявил представитель МИД ФРГ Кристофер Бургер.

Ранее портал Axios со ссылкой на имеющиеся в распоряжении документы сообщил, что немецкое правительство обратилось с призывом к конгрессу США не вводить санкции против "Северного потока-2 ", поскольку это нанесет удар по трансатлантическому единству. По мнению властей Германии, газопровод не представляет угрозы для Украины, пока через ее территорию продолжается транзит газа.

"Могу по этому этому поводу сказать, что руководители отделов МИД и министерства энергетики недавно были в Вашингтоне и провели конструктивные переговоры с высокопоставленными представителями администрации США и конгресса. Мы находимся в тесном контакте с администрацией США по реализации совместного заявления (по энергетической безопасности и "Северному потоку-2" — Прайм), и находимся на разных уровнях в регулярном и конструктивном контакте", — заявил Бургер в ходе брифинга в понедельник, комментируя сообщения СМИ о призыве ФРГ. 

Он добавил, что "позиция (Германии) по санкциям известна". "Мы принципиально отвергаем использование санкций против союзников, поэтому тут (в призыве ФРГ к США) не должно быть ничего удивительного", — отметли Бургер. 

Администрация президента США Джо Байдена попросила сенаторов-демократов блокировать новые санкции по «Северному потоку-2». Как пишет издание The Hill, речь идет о внесенных республиканцами поправках к проекту оборонного бюджета. Они предполагают, что под ограничения, в том числе могут подпасть компании, которые участвуют в проверках и сертификации газопровода. По данным издания, таким образом, Джо Байден стремится избежать конфликта с Германией. Ранее американский лидер договорился с уходящим канцлером ФРГ Ангелой Меркель, что Соединенные Штаты откажутся от очередных санкций против «Северного потока-2» в обмен на помощь Украине.

Если новые поправки примут, демократам будет сложнее соблюдать обязательства, а санкции потеряют силу как инструмент дипломатии, объясняет программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Белый дом считает, что новое законодательство избыточно, что законов PEESA 2019 и 2020 годов, а также соответствующих указов президента достаточно для оказания давления на Россию в отношении "Северного потока-2".

Республиканцы, наоборот, уверены, что этого недостаточно и нужно давить сильнее. Новое законодательство, в случае его принятия, ужесточает давление на проект. Администрации это может быть невыгодно, потому что сужает ее пространство для маневра, в том числе с союзниками из Евросоюза. Санкции хороши как инструмент, который можно калибровать. А если нельзя переводить ручку переключателя, они теряют смысл как дипломатический инструмент, пишет Ъ.

Законопроект прописывает вещи, обязывающие администрацию предпринимать какие-то меры в отношении тех или иных лиц. Республиканская администрация в свое время настаивала на такой расширенной трактовке даже существующего законодательства. Они хотели включать в санкционные списки банки, проводящие транзакции по "Северному потоку-2", компании, участвующие в модернизации судов-укладчиков, организации, сертифицирующие проект, и так далее.

По большому счету практика показала, что даже республиканцам при их жесткой позиции не нужно новое законодательство, они и так справлялись существующим. Что касается необходимости нового закона, то это уже специфика американской политической системы, которая вообще характеризуется большим количеством законопроектов, в том числе по санкциям. Отчасти это элемент пиара конкретных конгрессменов».

Проблемы «Северного потока-2», скорее всего, не закончатся и после того, как он заработает. Причем, вполне возможно, что их главным источником будут не США, считает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович: «Позволить себе масштабный конфликт с Германией Вашингтон все-таки не может, потому что в таком случае под угрозой окажутся все принципы трансатлантического партнерства и союзничества, а это вопрос более масштабный, чем отдельно взятый "Северный поток-2".

Поэтому это тот случай, когда как бы и хочется, и колется. Другая крайность — вообще ничего не делать против газопровода. Это тоже не подходит, потому что будет вызывать внутри Америки обвинения нынешней администрации в слабости. Поэтому господину Байдену приходится изображать, что на самом деле борьба США с проектом не окончена.

Во-первых, надо понимать, что новая коалиция в Германии неустойчива, то есть у нового канцлера Олафа Шольца не будет такого же авторитета, как у госпожи Меркель. Думаю, споры будут не только по поводу "Северного потока-2". Коалиция будет проблемной, и этим смогут воспользоваться в том числе и противники проекта.

Например, можно представить такой сценарий, при котором "Северный поток-2" получает сертификацию, используются полные мощности, проходит какое-то время, и эту сертификацию пытаются отозвать или поменять все правила работы, ввести туда новые ограничения. Можно поменять правила Европейского союза задним числом. Россия зависит от европейского рынка сбыта, а ЕС пользуется этим и поэтому может менять правила в процессе самой игры. Вот такая сложность есть у России, у "Северного потока-2", у "Газпрома"».

О стремлении Джо Байдена убрать из оборонного бюджета поправки о санкциях против «Северного потока-2» ранее уже писал журнал Foreign Policy. Сообщалось, что так Белый дом пытается сохранить союзника в лице Германии в случае, если Россия вторгнется на Украину. На прошлой неделе США ввели санкции против кипрской компании Transadria и судна, которые участвовали в строительстве газопровода. Как отмечали американские СМИ, на новые ограничения Вашингтон решился после сообщений о скоплении российских военных на границе с Украиной.