Москва расценивает попытки Норвегии вести добычу минеральных ресурсов на континентальном шельфе в районе архипелага Шпицберген как нарушение обязательств по договору 1920 года, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
В ходе брифинга Захарова сообщила, что правительство Норвегии в июне представило доклад по вопросу о разработке минеральных ресурсов на норвежском континентальном шельфе, включая район архипелага Шпицберген.
"Мы считаем неправомерными попытки Норвегии по выводу вопросов поиска и разработки континентального шельфа архипелага Шпицберген из-под действия договора о Шпицбергене 1920 года", - сказала официальный представитель МИД РФ.
В Москве считают, что континентальный шельф архипелага составляет естественное продолжение его суши и образует с ним единое целое.
"Правовой режим договора полностью распространяется на шельф архипелага в пределах, определенных в статье 1 договора. Таким образом, Норвегией не могут устанавливаться и осуществляться какие-либо исключительные интересы или права в отношении шельфа в указанном районе без согласия всех других участников договора", - заявила официальный представитель МИД РФ.
В связи с этим Захарова подчеркнула, что попытки одностороннего регулирования ресурсодобывающей деятельности на участках шельфа Москва расценивает как нарушение режима действия договора 1920 года и обязательств по нему.
"Неоднократно призывали норвежскую сторону отказаться от такой неправомерной с точки зрения международного права практики, в том числе в контексте промысла морских биологических ресурсов или разработки минеральных ресурсов", - отметила она.
В июне западные СМИ сообщали, что власти Норвегии завершают разработку плана по добыче ряда металлов со дна Гренландского и Норвежского морей юго-западнее Шпицбергена с целью помочь Европе удовлетворить ее неотложные потребности в таких ресурсах.
По данным Financial Times, Норвегия может стать первой страной, которая получает с морского дна металлы, нужные в производстве аккумуляторов. При этом в данной зоне, по приблизительным оценкам, могут залегать 38 млн тонн меди, а также находиться залежи кобальта, который используют при производстве батарей для электромобилей. Также здесь могут быть такие редкоземельные металлы как неодим и диспрозий, которые применяют при сборке электромобилей и ветряных турбин; причем поставки этих металлов в данный момент в основном контролирует Китай.
Шпицбергенский трактат от 1920 года, в частности, дает Норвегии право заниматься добычей полезных ископаемых на Шпицбергене и в его территориальных водах. Однако Россия, ЕС и Великобритания ведут спор с Норвегией по поводу того, на какой площади Осло может осуществлять подобную деятельность, пишет Интерфакс.