Минэнерго предложило российскому правительству продлить использование топлива четвертого класса («Евро-4») в России на год, сообщил руководитель ведомства Александр Новак в кулуарах Восточного экономического форума во Владивостоке. "Мы предложили сохранить возможность потребления топлива четвертого класса как минимум на один год с возможностью продления, если это будет необходимо, в конце следующего года", - сказал он (его цитирует"Интерфакс"). Вместе с тем министр не уточнил, когда правительство примет соответствующее решение.
В конце июля Новак уже говорил, что из-за риска дефицита нефтепродуктов Минэнерго предлагает сохранить обороты «Евро-4» и не переходить с 1 января 2016 г. на топливо высокоэкологичного класса «Евро-5». По данным ведомства, в 2015 г. потребление бензина составит 35,7 млн т, а производство – 36,8 млн т (28,2 «Евро-5» + 8,6 «Евро-4»). «Мы видим некоторые риски того, что у нас некоторые объемы, примерно 2–4 млн т, будут находиться под вопросом при поставках на рынок, при балансировке внутреннего рынка", - указывал он (его слова приводил "Интерфакс").
Однако нефтяники, в том числе «Роснефть», заверили, что дефицита топлива не будет, и взяли на себя обязательства поставить необходимый объем топлива на внутренний рынок. В итоге летом на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение не продлевать срок оборота топлива четвертого класса.
Возможность продления «Евро-4» еще на год чиновники обсуждают с весны текущего года. Тогда Минэнерго подготовило документ, в котором указывалось, что «Роснефть», например, уже сдвинула сроки ввода семи из 13 установок, в итоге прогнозное производство бензина «Евро-5» снижается на 3,3 млн т. О том, что есть риски недопроизводства бензина этого класса в следующем году, говорил и начальник Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. Он объяснял, что на это указывает мониторинг исполнения четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ. Выпадение даже несущественных объемов из-за аварии на Ачинском НПЗ («Роснефть») в прошлом году повлияло на цену, напоминал он. В 2014 г. завод снизил производство бензина в два раза до 663 200 т (данные ЦДУ ТЭК).
В середине июля Новак подчеркивал в интервью «Российской газете», что несмотря на возможность дефицита нефтепродуктов «преимущество «Евро-5» очевидно». «Люди его почувствуют. Экология будет более здоровой - лучше станет воздух, меньше выбросов в атмосферу. Экологический класс «Евро-5» - самый высокий, где практически тысячные доли вредных веществ и примесей по сравнению с «Евро-2» или «Евро-3». Это в тысячи раз более экологичный бензин», - рассказывал о преимуществах топлива пятого класса министр. При этом, по его словам, переход на «Евро-5» не отразится на стоимости топлива.
В 2011 г. ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали соглашения с каждой нефтяной компанией. В этих документах содержатся графики ввода различных установок на НПЗ, повышающих качество топлива. Модернизация должна завершиться в 2020 г. В 2011 г. «Евро-2» было запрещено к обороту. Но в стране возник дефицит нефтепродуктов и выросли цены на них, так как многие НПЗ опаздывали со сроками модернизации. В результате оборот «Евро-2» продлили еще до конца 2012 г. С января 2015 г. запрещено продавать нефтепродукты «Евро-3», а с 2016 г. запрет должен коснуться и «Евро-4», напоминают Ведомости.