Использование роботов при покупке нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) приводит к снижению ликвидности рынка и необоснованному росту биржевых цен на спотовом рынке.
Такое мнение высказал представитель Минэнерго в ответ на обращение частных АЗС к регуляторам в связи с действиями роботов на биржевых торгах топливом.
"Оператор биржевых торгов АО "СПбМТСБ" по согласованию с ЦБ РФ и ФАС России проводит регулярную работу по борьбе с этой практикой, включая отстранение участников, использующих данный инструмент, чтобы добросовестные участники рынка могли приобретать топливо по справедливой цене. Минэнерго поддерживает продолжение и ужесточение такой работы", - добавил представитель ведомства.
Как сообщалось, в конце января участники топливного рынка обратили внимание регулирующих ведомств на резкий рост использования недобросовестных практик (так называемых роботов) при покупках нефтепродуктов на СПбМТСБ. Использование роботов фактически закрывает возможность купить нефтепродукты на бирже добросовестным покупателям, в результате чего они вынуждены по завершению торгов на СПбМТСБ приобретать топливо у перекупщиков, отмечали собеседники "Интерфакса".
Позже Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что совместно с СПбМТСБ оценит поведение участников биржевых торгов нефтепродуктами на предмет манипулирования рынком в январе. Биржевые цены на бензин за первый месяц года увеличились на 24-26%.
Также СПбМТСБ с 1 февраля для выявления роботов ввела новые критерии работы при покупках топлива на бирже. Теперь признаком нарушения будет считаться систематическая подача заявок на покупку в короткий временной период - менее 1 секунды. Кроме того, к признакам нарушения относится заключение договоров, где заявка на приобретение топлива составляет от 300 тонн и 35% и более (ранее этот показатель составлял 50% и выше) от общего объема реализации за одну торговую сессию. За нарушения этих критериев топливных трейдеров могут временно отстранить от торгов.
Вице-премьер РФ Александр Новак в четверг, 8 февраля, проведет очередное совещание с топ-менеджментом нефтяных компаний и ведомствами о ситуации на рынке нефтепродуктов, сообщил источник, знакомый с ситуацией. В аппарате вице-премьера агентству подтвердили эту информацию.
Предыдущее совещание состоялось 19 января. На нем ведомствам было поручено представить в правительство предложения по недопущению "серого" экспорта нефтепродуктов, в том числе через территорию ЕАЭС, сообщал источник, знакомый с текстом протокола заседания.
Также обсуждалась ситуация, связанная со снижением производства бензинов в стране из-за остановки одной из установок на НПЗ "ЛУКОЙЛа" - "Нижегороднефтеоргсинтезе" (НОРСИ). В связи с этим Минэнерго поручено представить график закупок нефтепродуктов для обеспечения работы сети АЗС "ЛУКОЙЛа". Сообщалось, что НК запросила другие компании о закупке топлива.
Также Минэнерго должно было вместе с участниками рынка проработать вопрос об увеличении продаж нефтепродуктов на бирже и представить график ремонтов НПЗ. Компаниям рекомендовано держать стабильные цены на АЗС, а РЖД - выделить дополнительные цистерны и локомотивы для поставок нефтепродуктов. Минэнерго и ФАС должны будут изучить цены на топливо в субъектах РФ, в том числе по вертикально-интегрированным и независимым компаниям.
На прошлой неделе Минэнерго сообщило, что ситуация с обеспечением всех субъектов РФ стабильна и находится под контролем: экспорт дизтоплива за 25 дней января 2024 года снизился на 23%, а отгрузки на внутренний рынок были увеличены на 17%; экспорт бензина упал на 37%, а отгрузки на внутренний рынок превышают показатели прошлого года на 7%.
"Дополнительно отмечаем, что в настоящее время работа терминала перевалки нефтепродуктов порта Усть-Луга восстановлена, а нефтеперерабатывающие заводы в Туапсе и Усть-Луге ориентированы на экспорт нефтепродуктов и не участвуют в обеспечении внутреннего рынка моторными топливами 5 экологического класса", - сообщало Минэнерго.
Минэнерго, ФАС и Росстандарт также должны представить проект нормативно-правового акта, направленного на обеспечение предоставления на АЗС базового и брендированного топлива на равных условиях. Ранее Новак выражал недовольство тем, что "отдельные заправки держат цены значительно выше из-за того, что продают только брендированное дизельное топливо с приставкой "экто" или "евро".
Помимо этого, ФАС и СПбМТСБ должны усилить контроль за деятельностью недобросовестных участников биржевых торгов, использующих торговых ботов.