Минприроды намерено изменить подходы к геологоразведочным работам (ГРР) за счет бюджетных средств. Предлагается сделать акцент на поддержке горнорудных центров, где есть риск исчерпания запасов, а также проводить ГРР в «принципиально новых» районах. Идеи министерства вызвали неоднозначную реакцию участников рынка. Некоторые считают, что все это «не создает стоимости ни для отрасли, ни для государства». Другие полагают, что «стратегически» новые подходы могут оказаться плодотворными.

Минприроды подготовило изменения в госпрограмму «Воспроизводство и использование природных ресурсов». В министерстве считают необходимым скорректировать подходы к проведению ГРР за счет бюджета, следует из опубликованных на regulation.ru документов.

В пояснительной записке сказано, что задача подготовки рядовых площадей для геологоразведочных работ постепенно утрачивает значение, поскольку успешно решается недропользователями, в том числе по заявительному принципу (для геологического изучения участок предоставляется бесплатно, получение лицензий по заявительному принципу регулируется приказом Минприроды №583). Поэтому в министерстве предлагают сконцентрировать усилия на воспроизводстве минерально-сырьевой базы действующих горнорудных центров с высокими рисками ее исчерпания, имеющих высокое социально-экономическое значение. В качестве примера приводятся центры добычи серебра в Магаданской области, золота в Чукотском АО, алмазов в Якутии.

Также в министерстве считают нужным создавать новые минерально-сырьевые центры. Речь идет о фокусе на ГРР за счет бюджета на принципиально новых, неосвоенных территориях, которые имеют высокий потенциал и являются регионами приоритетного социально-экономического развития.

Источник “Ъ” в крупной добывающей компании говорит, что первое направление выглядит «прямой и заведомо ущербной» конкуренцией с существующими проектами (серебро в Магаданской области) или скрытым субсидированием проблемных секторов (как россыпная добыча золота и алмазов). Ни один из вариантов не создает стоимости ни для отрасли, ни для государства, уверен собеседник. Второе направление имеет смысл, если государство будет финансировать работы ранней стадии. Но, добавляет источник, на практике можно ожидать быстрого перехода к поискам и даже оценке с получением «некоторого количества никому не нужных объектов», а вероятный итог — «бессмысленная трата бюджетных денег».

В то же время глава Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба полагает, что «если смотреть стратегически, изменения стоит поддержать». Он согласен с позицией Минприроды о достаточности освоенных районов. С момента начала действия заявительного принципа, отмечает эксперт, уже получено 3,5 тыс. лицензий, то есть поисковых площадей у участников рынка много.

Главный геолог АЛРОСА Константин Гаранин считает, что интенсификация ГРР «отвечает интересам и государства, и недропользователей». Он подтверждает, что основной объем поисково-оценочных проектов сосредоточен в районах действующей добычи, компаниям сложно работать за свой счет на удаленных территориях. Открытие новых крупных рудоносных районов, подчеркивает господин Гаранин, всегда происходило с участием государственного капитала: «При обнаружении новых месторождений возможен рост физических объемов работ и строительство горно-обогатительных мощностей. На данном этапе вполне возможно привлечение частного капитала. Налоговые поступления от будущей разработки месторождения многократно компенсируют государственные инвестиции в поисковые активы».

Практика показывает, что при разработке месторождений на неосвоенных территориях возникает целый ряд вопросов, уточняет Борис Красноженов из Альфа-банка, от дополнительных ГРР до ограничений со стороны дорогостоящей энергетической и транспортной инфраструктуры. По мнению эксперта, нужно разработать общую стратегию горнодобывающего сектора, которая будет напрямую связана с основным инфраструктурными проектами, а также определит механизмы финансирования и привлечения рабочей силы.