В распоряжении “Ъ” есть подготовленный Минприроды проект постановления правительства о предоставлении безвозвратных субсидий региональным бюджетам, ВЭБ.РФ и другим банкам для покрытия убытков и неплатежей по кредитам региональных операторов по управлению коммунальными отходами (ТКО) с 1 апреля до конца 2020 года. Это «позволит в сложной экономической и санитарно-эпидемиологической обстановке… распространения коронавирусной инфекции сохранить финансовую устойчивость и не допустить частичного или полного прекращения оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО»,— предупреждают в ведомстве.

Причины такой необходимости, как видят их в министерстве,— увеличение объема ТКО из-за карантина, ожидаемый рост неплатежей за вывоз отходов и неадекватные тарифы, которые устанавливаются регионами ниже экономически обоснованного уровня (они, как считают в министерстве, не позволяют регоператорам окупить сделанные инвестиции).

Ссылаясь на данные ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), Минприроды отмечает, что собираемость платежей граждан за услугу составляет 79% — и «без господдержки… финансовая устойчивость региональных операторов по обращению с ТКО крайне низкая». Отметим, что замглавы РЭО Алексей Макрушин ранее говорил, что в начале года уровень собираемости платежей улучшился и достиг 80%, а у некоторых регоператоров, сумевших выстроить работу, она превысила 90%.

Проект постановления суммы необходимых субсидий и ее экономического обоснования не содержит, но отмечает, что в предбанкротном состоянии сегодня находятся 17 компаний в десяти субъектах РФ.

На вчерашнем совещании у отраслевого вице-премьера Виктории Абрамченко Минприроды и РЭО запросили субсидий на 30 млрд руб. (весь объем платежей граждан за вывоз ТКО в 2019 году, по оценкам Счетной палаты,— 182 млрд руб.). Необоснованными предложения о субсидировании (не говоря уже о запрашиваемой сумме) считают в Минэкономики. «У вас неактуальная информация,— отреагировали вчера на просьбу прокомментировать инициативы ведомства в Минприроды.— Работа региональных операторов в целом себя оправдывает. Это такая же сфера услуг, как работа СМИ. Она не всегда соответствует ожиданиям всего населения, и в ней также есть лидеры и отстающие».

Однако наличие экономической или хотя бы ситуационной логики в запросах Минприроды вызывает сомнения. Непонятно, из-за чего возникли кассовые разрывы в балансах регоператоров (в большинстве регионов они близки к местным властям), почему сделанные ими инвестиции должны прямо сейчас быть окуплены за счет бюджета и почему нельзя рассчитывать на их возврат, если после 2020 года компании продолжат работать. Аргумент о возможности массовых неплатежей граждан и мусорных коллапсов, которыми угрожают чиновники и некоторые регоператоры, также не выдерживает критики — в кризисы 1998, 2008, 2014–2015 годов этого не происходило. Рост же объема ТКО, напротив, должен быть выгоден отрасли — основным источником ее прибыли должно стать вторичное сырье, а не тарифы.

Госпожа Абрамченко вчера не согласилась с запросами ведомства и содержанием проекта постановления. На совещании запросы министерства были снижены до 10 млрд руб. (и эта сумма, вероятнее всего, изменится). Вице-премьер при этом не отказывается поддержать отрасль в условиях роста нагрузки, «где это реально необходимо, чтобы не вкладывать финансовые ресурсы в неэффективные модели». «Первая мера поддержки — субсидия регионам пропорционально объему вывезенного мусора (готовится методика расчетов). Также рассматривались механизмы поддержки в виде отсрочки платежей за топливо, а также дешевые кредиты»,— говорит источник в Белом доме.