Своеобразным опытным полигоном стал Новосибирск. А точнее – единственным не только в России, но и в мире городом, автомобильный транспорт которого использует метан в качестве топлива.

«Первой ласточкой» стали автобусы коммерческих маршрутов, на крышах которых расположились газовые баллоны. И это только начало большой муниципальной программы.

Мысль о том, как сделать городской транспорт менее вредным с экологической точки зрения, витала в городской администрации уже давно. Возможность начать это "благое дело" возникла лишь в новом тысячелетии. Новосибирским областным Советом было принято решение о переводе автомобильного транспорта с бензина на газ. Это заявление было подкреплено 11 млн рублей, которые было решено выделить для этих целей областного (внебюджетного) экологического фонда.

Метан пропан-бутану не товарищ

Принципиальная суть новации заключается не только в смене бензина газом, но и в отказе от смеси бутана с пропаном (ранее именно ее использовали для перехода к более экологическому топливу; такой опыт есть и в других городах, например, в Омске). Эту смесь заменит метан. Дело здесь в ряде экономических выгод.

Во-первых, смесь бутана с пропаном намного дороже, чем природный метан. Кроме того, цены на метан остаются неизменными уже более года.

Во-вторых, использование метана позволяет значительно снизить себестоимость продукции, особенно сельскохозяйственной, которая в значительной степени определяется именно тратами на горючее и смазочные материалы.

В-третьих, экономить смогут не только сельские работники и потребители товаров, но все категории автомобилистов: помимо того, что сам метан дешевле бензина, он позволяет значительно повысить длительность работы двигателя, его износостойкость (примерно на 40%).

Важным достоинством метана является также и то, что он не влияет на мощность двигателя – в отличие пропана-бутана, который мощность снижает.

Дело за специалистами

Доверили переоборудование муниципального автотранспорта компании "Нефтегазпереработка" ОАО "Востокгазпром" (на основе бывшего ПАТП-8). Необходимо газифицировать не только автобусы, но и газозаправочные станции. Их строительством, оборудованием и обслуживанием займется фирма, созданная "Газпромом" и областной администрацией.

Принципиальная разница в способах хранения и транспортировки метана и пропано-бутановой смеси состоит в том, что первый нуждается в баллонах с высоким давлением, тогда как для второй это не обязательно.

В России нет предприятий, выпускающих партиями специальное оборудование для "фасовки" газа, нет таких предприятий и за рубежом. И здесь мы опередили «заграницу»: у них использование метана в самом начале экспериментальной стадии.

Автозаводы в этом вопросе также не отстают: они уже наладили выпуск машин на газе. Примерно та же ситуация и "у них": в ряде стран, таких как Япония, Голландия, Италия, Германия и др., для каждой отдельной модели проектируют систему "газ - бензин". Устанавливается же газовое оборудование, как правило, по частям: проводку монтирует компания, выпустившая автомобиль, а другие части - проектировщик или подрядчик.

Первые опыты

Газовое оборудование достаточно надежно при дорожно-транспортном происшествии. Были случаи, когда газифицированные машины попадали в аварии, в одной ситуации произошел отрыв баллона, в другой - смещение баллона, в третьей - разрыв магистрали. Но не было ни одной аварии со взрывом газового оборудования или с утечкой газа из него. Дело в том, что новая топливная система имеет три степени безопасности: скоростной клапан мультиклапана, газовый клапан, разгрузочное устройство редуктора.

Газовое оборудование можно устанавливать на любую машину с инжекторным типом двигателя, единственным требованием является наличие газового оборудования (к примеру, система переключения "газ - бензин"). Однако это оборудование недешево: для легкового авто оно стоит примерно 560 - 570 долларов, а цена и объем баллона различаются в зависимости от производителя, так, импортный стоит около 640-650 долларов (баллон 90 литров), отечественный - 560-570 долларов (баллон 65 литров).

Цена переоборудования муниципального транспортного средства с бензина на газ составляет 29 тысяч рублей. На данный момент на сжатый газ переведено только 70 автобусов. Но в ближайшее время будет переоснащен газобалонным оборудованием весь городской транспорт Новосибирска для перевозки пассажиров. До нового (2002) года планируется вывести на дороги еще 250 переоборудованных автобусов. А в будущем году придет черед грузового транспорта (100 машин) и такси (примерно столько же "Волг").

Чтобы окупить все мероприятия по переоборудованию автотранспорта цены на проезд должны быть повышены в полтора раза (сегодняшняя цена билета – 3 рубля, что вдвое меньше реальной). Но пока городские власти не собираются делать этого.