В 2017 году в России может серьезно поменяться налогообложение нефтяной отрасли: этой осенью правительство примет решение, будет ли введен новый налог на добывающие компании. Совещание на эту тему у курирующего отрасль ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича может пройти в июле, сообщил глава департамента по налоговой и таможенно-тарифной политике минфина Алексей Сазанов.
Кроме того, правительству предстоит решить, как изменятся параметры действующего с 2015 года большого "налогового маневра". По оценкам экспертов "РГ", если введение нового налога вновь отложат, а "маневр" продолжится в рамках изначального плана, то фискальная нагрузка на компании в 2017 году снизится примерно на два процента. Но даже в случае роста цены барреля до 100 долларов к 2035 году добыча неминуемо упадет на четверть.
Сегодня компании, которые добывают нефть, уплачивают несколько видов налогов, в том числе на прибыль и на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также экспортные пошлины (ЭП). "Налоговый маневр", принятый осенью 2014 года, предполагает, что в течение трех лет ставки НДПИ за тонну добытой нефти повышаются (766 рублей в 2015-м, 857 рублей в 2016-м и 919 рублей в 2017-м), а предельная ставка ЭП на сырую нефть снижается (42 процента в 2015-м, 36 — в 2016-м и 30 — в 2017-м). Также меняются ставки ЭП на нефтепродукты: на светлые и бензин снижаются, на темные — повышаются.
"Налогообложение нефтяной отрасли в России устроено таким образом, что в условиях высоких цен бюджет забирает себе основную долю дополнительной выручки нефтяников, — указывал в феврале прошлого года в авторской статье руководитель департамента минфина Илья Трунин, ныне — замминистра финансов. — Но и при снижении нефтяных цен потери также несет в первую очередь бюджет. При снижении в 2015 году средней цены нефти со 100 до 50 долларов за баррель выпадающие доходы бюджета только от нефтяных налогов, по нашим оценкам, могут составить около 2,1 триллиона рублей, а при более серьезном падении цены, до 40 долларов в среднем за год, доходы бюджета могут снизиться уже на 3,1 триллиона рублей, что составляет 14 и 21 процент запланированных доходов федерального бюджета соответственно".
Чтобы избежать очередного выпадения доходов, уже на 2016 год, когда нефть закрепилась ниже среднегодовой отметки 50 долларов, "налоговый маневр" скорректировали, заморозив ставку ЭП на сырую нефть на уровне 42 процентов вместо запланированных 36. Фискальная нагрузка на компании выросла, так как НДПИ повысили по плану.
Глава министерства энергетики Александр Новак все еще настаивает на том, что в 2017 году ставка ЭП должна снизиться по плану — до 30 процентов. "Но есть невысокая вероятность, что ее сделают равной 36 процентам (показателю, планируемому на 2016 год), если бюджету нужны будут дополнительные доходы и не будет других источников для его пополнения, — допускает руководитель налоговой практики, адвокат "Делового фарватера" Антон Соничев. — При этом ускоренное обнуление ЭП на нефть в 2017 году сейчас слишком невыгодно для бюджета страны, поэтому на данном этапе оно маловероятно. Ставка НДПИ на нефть в 2017 году, скорее всего, составит 919 рублей, как и планировалось. В целом для компаний это выгодное положение, особенно после заморозки ставки ЭП на нефть в 2016 году".
"Учитывая желание минфина пополнить доходы бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль с одной стороны и сопротивление минэнерго и компаний любым инициативам по повышению налогов с другой, сложно предугадать, какие решения по налогам ждут нас в следующем году, — добавляет аналитик норвежской независимой консалтинговой компании Rystad Energy Дарья Сурова. — Перед минфином стоит краткосрочная задача — пополнение бюджета здесь и сейчас, перед минэнерго — долгосрочная — рост добычи и вовлечение в разработку высокозатратных активов и сложных запасов, поэтому каждое решение по налогам принимается после достаточно длительных дискуссий".
По оценкам собеседницы, если условия рынка не изменятся (то есть исходя из предположения, что в 2016 и 2017 годах цена нефти будет 40 долларов за баррель, как сейчас), то осуществление задуманного в рамках большого "налогового маневра" изменения ставок немного снизит налоговую нагрузку на нефтедобычу — по предварительным расчетам, приблизительно на два процента.
Даже в более оптимистичном ценовом сценарии (среднегодовая цена Brent 47 долларов в 2016 году и восстановление до 105 долларов к 2020 году) добыча нефти и газового конденсата в России уже с 2019 года будет неуклонно снижаться. В текущих налоговых условиях к 2035 году она вовсе может упасть ниже 400 миллионов тонн вместо запланированных энергостратегией минэнерго 525 миллионов тонн, заключает Дарья Сурова.
Корректировки (причем плохо прогнозируемые) в эти расчеты может внести новый налог на нефтяную отрасль, который обсуждается минфином и минэнерго более года и в итоге может полностью заменить ЭП и частично — НДПИ. Готовящиеся поправки должны коснуться налогообложения компаний на основе финансового результата (НФР). Ожидается, что его введение рассмотрят в IV квартале. Цель запуска НФР — вовлечь в разработку залежи нефти, которыми невыгодно заниматься при низких ценах и высокой выработанности месторождений.
Минфин считает, что НФР может привести к выпадению доходов федерального бюджета, в связи с чем предлагает ввести налог на добавленный доход (НДД) и облагать им не прибыль от реализации сырья, а чистый денежный поток, скорректированный на некие условия, которых насчитывается множество. "Крупнейшие нефтяные компании в целом поддерживают наши подходы, но есть разногласия, которые мы потихоньку устраняем", — заявлял ранее Илья Трунин. При этом в минэнерго говорят, что большинство нефтяников на стороне их ведомства.
С учетом множества расхождений в позициях министерств в этом году решение по новому налогу могут и не принять. Но если оно все же будет, пусть и в следующем году, то даст компаниям стимул развивать нефтедобычу.