Появление на мировом рынке нефти и газа из США принципиально меняет ситуацию на рынках энергоносителей в долгосрочной перспективе. Поэтому соглашения о "заморозке" добычи или экспорта нефти между традиционными поставщиками могут оказаться малоэффективными. В то же время, российский газ, несмотря на известные политические трения между ЕС и РФ, остается востребованным на европейском рынке. И не факт, что азербайджанский газ станет надлежащим конкурентом российского в Европе.
Таковы основные оценки, озвученные в конце февраля - начале марта с.г. рядом зарубежных экспертов и СМИ относительно основных трендов на мировом энергетическом рынке.
По оценке "Stratfor" (CША, 3 марта с.г.), "...заморозка добычи в России - это предварительное условие для заключения более масштабного соглашения между членами ОПЕК и не входящими в картель странами. Если Россия согласилась на заморозку, то Иран и Ирак не намерены отказываться от наращивания добычи. В конечном итоге, стратегия заморозки зависит от Саудовской Аравии... Эр-Рияд предпочитает, чтобы уровень добычи и мировые цены диктовались рыночными силами.
Несмотря на громкое заявление, объемы добычи в России в 2016 году, согласно прогнозам, не могли претерпеть особых изменений в сторону повышения, какие бы соглашения о заморозке ни заключали производители". По мнению этого издания, "в отличие от большинства крупных нефтедобывающих стран, пытающихся добиться заморозки добычи или даже ее сокращения, российская нефтяная отрасль по-прежнему раздроблена. Поэтому проводить общенациональную энергетическую стратегию довольно трудно. В связи с этим понадобилась эффектная демонстрация поддержки со стороны крупных нефтяных компаний.
Это дало возможность энергетическим фирмам потребовать ряда уступок в обмен на согласие заморозить добычу".
Отмечается, что "пожалуй, самое важное требование было об отмене монополии российских газовых гигантов. Газпром не только обладает монопольным правом на весь экспорт перекачиваемого по трубам природного газа, но и контролирует большую часть трубопроводной инфраструктуры страны. Это вынуждает других российских газодобытчиков дешево продавать газ на внутреннем рынке и платить Газпрому большие деньги за транзит. Либо же они могут сжигать попутный газ в факелах. Конкуренты Газпрома компании Роснефть и Новатэк, а также потребители газпромовского газа в Европе давно настаивают на отмене его монополии на трубопроводный газоэкспорт".
При этом "ЕС эффективно противодействует монополии Газпрома посредством законодательных мер и строительства инфраструктуры (газоимпортной и газораспределительной. - прим. ред.), из-за чего компании становится все труднее влиять на отдельных потребителей. Например, Украина, которая прежде находилась под мощным прессом поставлявшей ей газ Москвы, в 2015 году почти полностью отказалась от ее услуг как прямого поставщика".
Но межкорпоративные разногласия в РФ не мешают укреплению роли российского газа в Европе. Западногерманская "Die Welt" (Берлин, 26 февраля с.г. ), характеризуя проект "Посейдон", отмечает, что "...новый газопровод должен стать конкурентом европейского проекта, предусматривающего поставки газа из Азербайджана... Планируется протянуть газопровод по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Об этом уже заявили в Меморандуме глава Газпрома Алексей Миллер, президент итальянского энергетического общества Edison и греческая DEPA. Они не собираются изобретать что-то новое: решено воспользоваться проектом ITGI Poseidon, разработанным много лет назад" (проект Греция-Италия по дну Ионического моря, ранее предполагавший параллельную морскую ветку Албания-Италия. - прим. ред.).
Первоначально планировалось участие в проекте "Турции, Греции и Италии. Необходимые исследования тогда финансировались ЕС, потому что Европа хотела получать по этому газопроводу газ из Азербайджана. К настоящему времени ситуация заметно изменилась. С 2018 года планируется транспортировать газ из Азербайджана транзитом через Турцию в другой газопровод - TAG из Греции в Италию. Таким образом, российский проект становится конкурентом".
Тем временем, в США, похоже, уверены в быстрорастущем влиянии американского нефтегазоэкспорта на зарубежном рынке. Аналитик Кит Джонсон в "Foreign Policy" (США, 29.02 с.г.) акцентирует внимание на политико-экономической значимости экспорта энергоносителей из США. Эксперт считает, что этот "сигнал" адресован России: "...первая партия, погруженная на крупнотоннажный (100 тыс. тонн) танкер Asia Vision, отправлена не в страны Европы, пытающиеся выбраться из-под каблука России, а в Бразилию. Это подчеркивает то, что появление США в качестве экспортера энергоносителей не превратится автоматически в некий геополитический инструмент, которым такие страны, как Россия, пользуются для отстаивания своих национальных интересов.
...Партия газа, погруженная на прошлой неделе на экспортном терминале компании Cheniere Energy в Сабин-Пасс, штат Луизиана, это лишь начало предстоящих поставок американского природного газа, рост добычи которого произошел в результате активизации использования фрекинга в последние годы. Сама компания Cheniere Energy сейчас строит еще один экспортный терминал в Техасе; есть еще четыре терминала, которые будут введены в эксплуатацию к 2018 году. Десять лет назад США были готовы стать крупным экспортером природного газа, а сегодня страна намерена стать одним из крупнейших в мире экспортеров СПГ. То есть, встать в один ряд с Катаром и Австралией".
Подчеркивается при этом, что "госсекретарь США Джон Керри в последние годы говорит о возможности использования американского газа с тем, чтобы уменьшить влияние России в Европе посредством поставок энергоносителей. Да и сами европейские лидеры уже не один год просят США обеспечить поставки энергоносителей, и недавно открыли двери для дополнительных поставок газа из других стран, помимо России. Стараясь тем самым вырваться из-под влияния Москвы. Власти Литвы — небольшой страны, почти полностью зависящей от поставок газа из России — ждут первых поступлений американского газа на свой недавно построенный терминал по приему СПГ (вблизи порта Клайпеда. - прим. ред.).
...Переизбыток природного газа, возросший из-за фрекингового бума в США, означает, что дополнительное предложение на мировом рынке было еще до загрузки танкера Asia Vision. Одно лишь это заставило российский Газпром пересмотреть условия ряда контрактов с европейскими покупателями".
Схожие оценки высказаны Тэдом Майклом, экспертом американской аналитической компании Genscape (Радио Свобода, 27 февраля с.г.): "...около десяти лет назад мы добывали 5 млн баррелей нефти в день, сейчас – больше 10 млн. Расширение добычи произошло в основном за счет сланцевой нефти. В самой Америке в силу различных причин НПЗ предназначены для обработки более тяжелых сортов нефти. Так что можно предположить, что значительные объемы нефти будут экспортироваться, а импорт иностранной нефти в США - сокращаться. В результате потребители впервые обретут надежного и не подверженного геополитическим сотрясениям партнера на мировом рынке нефти. В отношениях с американскими производителями исключаются тревоги, свойственные отношениям с ближневосточными экспортерами, находящимися в нестабильном регионе, или с Россией, которая доказала свою готовность использовать энергоресурсы в качестве политического инструмента".
Аналитик прогнозирует, что "американскую нефть, скорее всего, предпочтут российской или саудовской азиатские страны – наши союзники. Я предполагаю, что есть потенциал для экспорта нескольких миллионов баррелей нефти в день".