Антидепрессант «Prozak», который выпускается компанией Eli Lilly & Company с 1988 года, является одним из самых продаваемых лекарств и приносит компании большие прибыли. В настоящий момент Eli Lilly & Company – седьмая по величине американская фармацевтическая группа. Общий объем товарооборота, приходящийся на «Prozak», составил 21 млрд. долларов. Это около трети общего оборота Eli Lilly & Company. Теперь название Eli Lilly & Company ассоциируется именно с Prozak.

Однако срок патентной защиты препарата «Prozak» истек. Поэтому объем продаж оригинального лекарства сразу сократился на 2,4 млрд. долларов. С окончанием патентной защиты объем продаж "фирменного" препарата снижается, в среднем, в 4-5 раз. Это объясняется появлением на рынке более дешевых аналогов, производящихся другими корпорациями.

Поначалу Eli Lilly & Company рассчитывала на сохранение исключительных патентных прав еще на три года. Но фармацевтическая группа потеряла свои исключительные права после длительных судебных баталий с небольшой, но настойчивой фирмой Barr Laboratories. Судебное решение, о котором было объявлено в прошлом году, буквально шокировало Уолл Стрит. Акции Eli Lilly & Company упали, в то время как акции Barr Laboratories резко выросли в цене.

В прошлый четверг Barr Laboratories приступила к производству наиболее широко используемой формы лекарства – 20-миллиграммовых капсул, планируя продавать их на 25- 40 процентов дешевле, чем продает Eli Lilly. В течение шести месяцев компания Barr будет единственной фирмой, имеющей право продавать свой более дешевый аналог препарата «Prozac». В этом квартале компания ожидает тройного роста прибыли. Решением FDA право на производство «Prozak» получила также фирма Merck KgaA, филиал немецкой фармацевтической группы Merck. Эта компания будет продавать 10 и 20-миллиграммовые таблетки.

Успех препарата «Prozac» на рынке обусловлен несколькими факторами. Помимо того, что применение данного лекарства не вызывает таких сильных побочных эффектов, какие наблюдаются при терапии с помощью более «ранних» антидепрессантов, компании Eli Lilly помогли также агрессивный маркетинг и широкомасштабная реклама. Кроме того, прорыв в научных исследованиях привел к тому, что в 1990 годах в психиатрии возобладала концепция медикаментозного лечения, тогда как раньше традиционным лечением были психоанализ и психотерапия.