На первом заседании комитета РСПП по климату представители министерств и бизнеса обсудили главные направления климатической политики России на ближайшее время. Приоритетами, в том числе названы энергоэффективность, поддержка проектов компаний по снижению выбросов парниковых газов и эксперимент по части углеродного рынка в Сахалинской области. Из-за негативной реакции бизнеса на любые варианты более жесткого углеродного регулирования о более существенных мерах речи не идет. Между тем климатическую политику РФ все в большей степени определяют планы ЕС по введению трансграничного углеродного регулирования. На этой неделе РСПП отправил свои комментарии по этому вопросу в адрес Еврокомиссии, заявив, что такое регулирование «противоречит международным договоренностям и является неприемлемым».

Российское бизнес-сообщество и профильные ведомства пока, похоже, не готовы к принятию жестких мер по части углеродного регулирования — такой вывод можно сделать по итогам вчерашнего первого заседания комитета РСПП по климату. Финальная версия законопроекта о таком регулировании описывает основу для углеродной отчетности, вводит понятие «климатических проектов» — инвестиционных планов компаний, нацеленных на снижение выбросов парниковых газов, и создает правовую основу для выпуска в обращение углеродных единиц от них, а также предусматривает установление национальной цели сокращения выбросов.

Напомним, в предыдущих версиях законопроекта содержались предложения о введении квотирования выбросов, а также систем углеродной торговли или платы за превышения квот. Подобные системы регулирования, по данным Всемирного банка, введены уже в более чем в 40 странах и 20 субнациональных регионах (городах, штатах, провинциях), в общей сложности под их действием находится порядка 13% глобальных выбросов. В России эксперимент по созданию системы квотирования выбросов и углеродного рынка будет проводиться пока только в Сахалинской области — соответствующий законопроект уже разрабатывается.

Представители бизнеса, выступавшие против более жестких мер, говорят, что они не имеют смысла при сложившейся структуре российской промышленности,— по их мнению, есть более доступные способы снижения выбросов.

Регуляторы считают, что сейчас важнее создать базу будущей системы и обеспечить больше возможностей для бизнеса. Вопросы о достаточности этих мер на фоне планов многих стран достичь климатической нейтральности к 2050–2060 году продолжают задавать советник президента по климату Руслан Эдельгериев, а также ряд компаний, осознавших риски, возникающие в связи с мировой низкоуглеродной повесткой.

Для РФ достижение углеродной нейтральности, как было отмечено на вчерашнем заседании, станет возможным в случае реализации проектов в области энергоэффективности, усиления поглотительных и накопительных свойств лесов, а также более тщательного подсчета способностей поглощения различных экосистем. В частности, Минприроды при участии Рослесхоза, Росгидромета и Минэкономики должно будет актуализировать методику поглощения выбросов лесами. Как отметил вчера замминистра природных ресурсов Константин Румянцев, более точный учет позволит говорить об увеличении показателя поглощения российскими лесами минимум на 30%, пишет Ъ.

Отметим, что остроту климатической повестке придает дискуссия о планах введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС, несмотря на то что подробности такого механизма пока неясны. В начале этой недели РСПП в рамках процедуры общественных консультаций отправил официальное письмо в адрес Еврокомиссии, в котором подверг критике эти планы. РСПП считает реализацию ТУР «неоправданным решением в силу высоких рисков дискриминации предприятий-экспортеров, что противоречит международным договоренностям и является неприемлемым». Участники вчерашней встречи в РСПП также много говорили об экономическом протекционизме и создании ЕС углеродных барьеров с целью поддержания спроса на собственные технологии. Кажется, что в ближайшие месяцы градус обсуждения климатических тем в России будет лишь повышаться.