Дефицита в нашей стране больше не существует. Российский рынок ЛКМ открыт для импорта, и неудовлетворенный спрос насыщают зарубежные производители. Однако порой иностранцы в России сталкиваются с нетрадиционным использованием или национальными особенностями характерными только для нашей страны в потреблении продукции. Такая ситуация сложилась с лакокрасочными материалами, используемыми для ремонта автомобилей.

Лакокрасочные материалы, используемые для ремонта автомобилей, неразрывно связаны с лакокрасочными материалами, используемыми для окраски автомобилей на конвейере. Это вполне логично, потому что при ремонте, необходимость которого вызвана досадными обстоятельствами, владелец транспорта хочет восстановления покрытия, с теми же декоративными и физическими свойствами, какие были изначально.

Покрытие и тонировка автомобиля играет важнейшую роль в создании привлекательных потребительских свойств и защиты кузова от коррозии. Производство лакокрасочных материалов для автомобилей это сложнейшая технологическая цепочка, требующая синтеза передовой науки и современного оборудования. В силу этих обстоятельств эмали и другие вспомогательные материалы могут выпускаться не каждым существующим лакокрасочным заводом — это относится как к российским, так и иностранным производителям. Во всем мире наладивших промышленное производство насчитывается несколько десятков, в нашей стране - три. Индустрия конвейерных материалов позволяет предприятию быть на первых позициях в отрасли по научному и техническому потенциалу. Поэтому, прогресс лакокрасочной отрасли наиболее нагляден на примере автомобильной промышленности. Здесь в течение десятилетия можем наблюдать смену нескольких поколений конвейерных лакокрасочных материалов. На смену однослойным эмалевым покрытиям пришли двух и трех слойные, состоящие из базовой эмали и лака, придающие эффект металлического или перламутрового оттенка в окраске автомобиля. Все больше и больше легковых автомобилей окрашивается в эти цвета на российских автозаводах: ВАЗ, ИЖмаш, ГАЗ, ЗМА и др.

В связи с изменением окраски автомобилей на конвейере меняются и материалы, предназначенные для ремонта. В настоящее время на рынке представлены несколько видов авторемонтных ЛКМ имеющих существенное отличие друг от друга по своим физическим характеристикам, способу использования и потребителям. Одной из характеристик российского рынка, кстати, можно назвать осуществление ремонта самостоятельно - силами самого владельца транспортного средства.

Рынок

Авторемонтный рынок России сформирован в середине 80-х годов иностранными компаниями, российских материалов в цивилизованном виде на нем не существовало, вплоть до последнего времени. Несмотря на то, что автомобили, конечно же, ремонтировались, в нашей стране существовали и провожают существовать особые традиции ремонта легкового и грузового транспорта. остекление балконов происходит в короткие сроки.

Традиции сложились благодаря ограниченному отечественному модельному ряду и ограниченной цветовой гамме легковых и коммерческих автомобилей, окрашиваемых практически одним видом ЛКМ — меламиноалкидными материалами (МЛ). Так же одним из факторов создавших традицию можно назвать дефицит краски в советское время. Нацеленность лакокрасочных заводов на выполнение планов и пятилеток по обеспечению советского автопрома, не предполагало производство товаров народного потребления, к которым можно отнести авторемонтные лакокрасочные материалы.

Так как советские заводы выпускали конвейерные материалы только в крупной фасовке — в Советском Союзе стал развиваться нелегальный бизнес по перепродаже краски частным потребителям. Предприниматели покупали конвейерные ЛКМ «из-под полы» на заводах, воровали прямо с производственных линий на автогигантах и т.п. В те времена, машина проржавевшая или попавшая в аварию, ремонтировалась МЛ-кой являющейся исключительно конвейерным материалом, не предназначенным для авторемонта, и достававшейся потребителю по огромному «блату».

Эмаль МЛ сушится в условиях конвейера при температуре около 130 градусов: совершенно очевидно, что в гараже такой температуры достичь невозможно. Поэтому при окраске в незаводских условиях потребитель не получал качественного покрытия, но был весьма доволен хотя бы и этим.

Огромное количество западных автозаводов окрашивает автомобили в свою эксклюзивную гамму, состоящую из нескольких цветов в зависимости от модельного ряда, времени выпуска, модных тенденций и проч. Поэтому, надо понимать, что такое осуществление ремонта автомобиля с точки зрения западного потребителя — это прежде всего подбор цвета с помощью колеровочной системы. А для колеровки предназначаются отнюдь не конвейерные материалы, а материалы, обладающие другими свойствами — быстро сохнущие, технологичные в нанесении для станций технического обслуживания (СТО).

При доступе на отечественный рынок иностранные лакокрасочники начали его изучать, и проанализировав ситуацию описанную выше они отложили внедрение колеровочных систем аналогичным западным. Но стали предлагать «готовые цвета» эмалей, выполненные на алкидной основе распространенной на западе. Иностранные брэнды предлагали всего от 30 до 50 цветов, впрочем, для владельцев бывших советских машин больше было и не нужно.

Российский рынок хорошо отреагировал на это предложение, и импортные эмали практически сразу заняли доминирующее положение, сформировав тем самым целую товарную категорию — авторемонтные ЛКМ.

Но, алкидные материалы обладали сравнительно худшими физическими свойствами по сравнению с российскими конвейерными (пусть даже и ворованными) и сопровождались потребительским набором, состоящим из недолговечности, непопадания в цвет готовых эмалей с цветом окрашенным на отечественном конвейере, отсутствием блеска свойственного изначальному заводскому покрытию. Помимо известнейших брэндов на российский рынок попали дешевые алкидные краски польских и югославских производителей, которые авторемонтными материалами специалисты назвать не решились бы. Попробовав эти материалы, спустя некоторое время российский потребитель понял, что родная МЛ-ка, даже примененная в неправильных условиях, лучше и гораздо дешевле, чем эти импортные материалы. Причем лучше она не только для машины или катера, но и дачи, окон, перил… Кстати, использование лакокрасочных материалов не по их предназначению, рекомендуемому производителем то же российская традиция.

Каждому свое

Возможность покупать новые иностранные автомобили в нашей стране, так же оказало влияние на рынок ЛКМ. Для обеспечения гарантийного обслуживания и ремонта иностранных автомобилей получили распространение станции техобслуживания пользующиеся услугами по подбору цветов эмалей. Соответственно иностранцы предприняли шаг к насыщению рынка колеровочными машинами и расходными материалами для них. Сейчас это наиболее динамично растущая часть рынка лакокрасочных материалов принадлежащая совместным предприятиям. И все большее количество маляров автосервисов пользуется услугами именно подбора цвета, постепенно отказываясь от "готовых цветов". В настоящий момент наибольший объем потребления авторемонтных ЛКМ составляют импортные акриловые материалы для профессиональной окраски.

Акриловые ЛКМ — это уже третье из рассмотренных нами поколений авторемонтных материалов, присутствующих в России. Особенностью отечественного рынка является присутствие меламиноалкидных эмалей, потребление которых, однако неуклонно снижается в связи с изменением парка автомобилей и повышением благосостояния и как следствием этого отказ от самостоятельного ремонта в пользу проведения профессиональных работ на специализированной станции.

Однако, пока разрыв цен настолько велик между различными видами авторемонтных ЛКМ, а так же между лакокрасочными брэндами, что при всех недостатках МЛ ее существование возможно благодаря низкой цене (~ 100 руб. за литр).

В настоящее время российские производители уже начали выпускать акриловые авторемонтные эмали и лаки и вступили на высоко конкурентный рынок ЛКМ с приемлемыми по цене и условиям использования продуктами как для непрофессионального, так и профессионального ремонта.