Правительство по инициативе «Роснефти» проверит, какие независимые сети заправок в России можно признать монополистами в своих регионах и обязать заморозить цены. Собеседники видят в таком подходе угрозу независимым АЗС, которые в случае, если не смогут компенсировать убытки, просто закроются. По мнению экспертов, попытка обязать независимые сети заморозить цены вряд ли имеет смысл, поскольку они все равно зависят в ценовой политике от сетей нефтяных компаний и продают только 30% объемов топлива в РФ.
Независимые сети АЗС, занимающие монопольное положение, должны будут подписать соглашение о стабилизации топливного рынка. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства, ФАС до конца года определит, какие независимые сети можно счесть монопольными поставщиками в своих регионах. «Поставлена задача ФАС и Минэнерго РФ проанализировать в региональном разрезе все сети независимых АЗС — а они занимают 62% рынка нефтепродуктов — на предмет монополизации»,— сообщил он. По словам господина Козака, часто собственниками различных сетей выступают одни лица.
До сих пор независимые АЗС не участвовали в договоренностях с правительством по стабилизации цен на топливо, такой диалог Белый дом предпочитал вести с крупнейшими нефтекомпаниями. В конце мая нефтекомпании договорились заморозить розничные цены на топливо, а с 1 ноября вступило в силу соглашение о заморозке и мелкооптовых цен. Последняя договоренность была вызвана именно тем, что, удерживая цены в рознице и повышая в опте, нефтяные компании вынуждали независимые АЗС работать в убыток. Проверить независимые АЗС и включить их владельцев в периметр сделки по стабилизации цен требовала «Роснефть». Компания указывала, что, занимая монопольное положение в некоторых регионах, они не несут ответственности за обеспечение потребителей топливом, а также не контролируют его качество.
В понедельник этот вопрос поднял Владимир Путин. В ответ Дмитрий Козак сообщил, что ФАС, Роспотребнадзор и Росстандарт получили поручения обеспечить усиленный контроль деятельности независимых АЗС с точки зрения качества продукции, которую они поставляют. «Особое внимание обратим на тех, кто будет обеспечивать себе повышенную маржинальность по сравнению с параметрами, которые заданы решениями правительства РФ»,— отметил он. Представитель Дмитрия Козака Илья Джус пояснил “Ъ”, что пока речь идет лишь о том, чтобы изучить ситуацию в сегменте независимых поставок нефтепродуктов на предмет антимонопольного регулирования.
Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что служба дала поручения своим территориальным подразделениям проработать механизм проведения проверок независимых АЗС. Собеседники на рынке сообщают, что такая проверка уже началась. Так, УФАС по Московской области 9 ноября направило письмо в адрес нескольких независимых поставщиков — «Нефть Магистраль», «Ека», «Трасса», Astra и Shell, в котором потребовало представить регулятору сведения о средних розничных ценах на бензин и дизтопливо с начала месяца по 12 ноября, а в дальнейшем представлять эти данные ежедневно. Также ФАС запросила информацию о необоснованных отказах реализации топлива независимым игрокам со стороны производителей, оптовых и мелкооптовых продавцов.
Собеседники на рынке подчеркивают, что попытки административно заставить независимые АЗС заморозить цены приведут к их уходу с рынка и вызовут проблемы с обеспечением топливом ряда регионов.
Например, в Крыму сети крупных нефтекомпаний не работают вообще. «Проблема в том, что нефтяные компании все равно получают топливо дешевле, чем независимые участники рынка: в мелком опте, где цены как бы заморожены, товар теперь зачастую невозможно купить»,— говорит один из собеседников. В итоге его приходится закупать на бирже по предоплате, взяв для этого кредиты, что приводит к удорожанию топлива.
Антон Усов из KPMG отмечает, что независимые сети занимают 60% рынка по количеству АЗС, но 70% от объема всего реализованного топлива приходится на нефтяные компании. «Кроме некоторых регионов Дальнего Востока и Сибири, доминирования независимых сетей нигде не наблюдается. Распространение соглашения на них вряд ли имеет смысл, так как независимые сети не влияют на ценообразование, а скорее вынуждены подчиняться рыночным тенденциям»,— считает он. Уже заключенное с нефтекомпаниями соглашение, по мнению господина Усова, будет работать именно потому, что ВИНКам «еще есть чем» компенсировать убытки при продаже топлива.