Пивовары, уже добровольно согласившиеся ограничить разлив пива в ПЭТ-таре до 1,5 л, пытаются отстоять возможность ее дальнейшего использования. Вместе с производителями ПЭТ они подписали меморандум против дискриминации отдельных видов упаковки. Присоединиться к соглашению, которое поддержала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), приглашались также производители алюминия и стекла, это предложение проигнорировавшие. Стекольщики при этом расценили меморандум как давление не только на них самих, но и на представителей власти, о чем уже пожаловались вице-премьеру Александру Хлопонину.

Вчера в ФАС члены Союза российских пивоваров (объединяет 80 компаний, включая Carlsberg, Anheuser-Busch InBev, Heineken, Efes) и АРПЭТ (Ассоциация производителей и переработчиков ПЭТ) подписали меморандум "О поддержке добросовестной конкуренции и предотвращения дискриминации отдельных видов упаковки для производства пивоваренной продукции". Об этом рассказали участники подписания и подтвердил начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин.

Меморандум, в частности, закрепляет, что подписавшие его стороны "подтверждают намерения о ведении честной конкурентной борьбы и не осуществляют лоббистских действий, направленных на законодательные ограничения в отношении продукции других сторон".

Необходимость меморандума пивовары объяснили высоким градусом дискуссии вокруг законопроекта депутата "Единой России" Михаила Тарасенко, который предложил ограничить применение ПЭТ-тары при реализации алкоголя. В принятой Госдумой в первом чтении в июне 2014 года редакции законопроекта запрет касается использования ПЭТ-тары в объеме более 0,5 л. Сами пивовары согласны ограничить разлив пива в пластике только до 1,5 л с 1 июля 2016 года. В противном случае, предупреждали они, отрасль ждет существенное сокращение объемов производства, так как сейчас в ПЭТ разливается около 50% пива в России.

Запрет ПЭТ, как ранее говорили источники в пивоваренных компаниях, выгоден производителям алюминия и стекла. Последним в июле ФАС уже вынесла предостережение: поводом для него стал протокол заседания НП "Национальный объединенный совет предприятий стекольной промышленности "Стеклосоюз"", в котором в качестве задач отрасли было указано "лоббирование мер по увеличению объемов и рынков сбыта стекольной продукции, включая ограничение использования ПЭТ-тары". "Цель подписанного меморандума как раз в том, чтобы избежать повторения подобных ситуаций",— говорит господин Мишеловин. По словам вице-президента по корпоративным вопросам "Балтики" (принадлежит Carlsberg) Алексея Кедрина, к подписанию меморандума приглашались производители алюминия и стекла — компании "Русал", Rexam, члены "Стеклосоюза" и др., однако все они отказались. "Документ открыт к подписанию, и мы рассчитываем, что они еще передумают",— сказал господин Кедрин.

В "Русале" подтвердили, что получали предложение подписать меморандум. "Наша компания не является узким профессиональным игроком на товарном рынке упаковки. В связи с этим мы не считаем для себя возможным давать публичные рекомендации законодательной власти в целом и ее представителям в частности, в том числе через подписание меморандумов, по вопросам, которые требуют тщательной экспертной оценки",— заявил представитель "Русала", отметив, что компания "всецело заинтересована в поддержании добросовестной конкуренции".

В "Стеклосоюзе" приглашение поставить подпись под меморандумом, в свою очередь, расценили как оказание давления на производителей упаковки, альтернативной ПЭТ. Об этом говорится в имеющемся у "Ъ" письме президента объединения Виктора Осипова вице-премьеру Александру Хлопонину, отправленному 31 августа. Принятие меморандума господин Осипов счел излишним и ненужным. Его он воспринимает "как элемент вмешательства и давления на государственные органы исполнительной и законодательной власти, принимающие стратегические решения по борьбе с алкоголизацией населения". Пресс-секретарь господина Хлопонина Наталья Платонова подтвердила получение письма, сказав, что оно сейчас находится в проработке. Глава "Стеклосоюза" не ответил на запрос.