Российская каучуковая и шинная индустрия готовится вписаться в новые мировые тренды

В последний день осени 30 ноября в отеле «Балчуг Кемпински» прошла конференция Creon «Каучуки, шины и РТИ 2010». Генеральным спонсором мероприятия стал «Сибур», золотым – Lanxess, спонсорскую поддержку оказал «Оргхим», партнерскую – Nynas. Наиболее активно обсуждавшимся вопросом стали перспективы обязательного обозначения на шинах в Евросоюзе уровней топливной эффективности и шумности. Кроме того, в европейских странах ужесточаются требования к экологичности шин не только в процессе их эксплуатации, но и вне ее – при производстве и утилизации. По словам начальника управления развития технологий дирекции СК «Сибура» Андрея Ворогушина, который обратился к участникам конференции с приветственным словом, эти требования – новый серьезный вызов российским экспортерам после системы REACH. Однако российское сообщество смотрит на эти новации с умеренной настороженностью, поскольку до нашей страны они, хотя, несомненно, дойдут, но не очень скоро. Конъюнктура же мирового и российского каучукового и шинного рынка внушает куда больший оптимизм, нежели «зеленые» новации в развитых странах.

Мировая рецессия конца 2000-х оказала куда меньшее влияние на мировой автопром, нежели представлялось два года назад. Рост мирового автомобильного парка продолжается, сейчас он составляет около 800 млн только легковых автомобилей. Хотя их ежегодный выпуск упал в 2009 году с 60 до 50 млн в год, но обещает не только восстановиться, но и вырасти еще больше и стабилизироваться на уровне 70 млн в год. В результате через 10 лет мировой автопарк превысит 1 млрд единиц и будет нуждаться ежегодно в таком же количестве шин. Сейчас на замену изношенных легковых покрышек идет 700 млн новых, а 300 млн направляется непосредственно на автозаводы). Соответственно, растет и потребление каучуков, которое, по прогнозам увеличится с нынешних 25 до 32 млн тонн, причем большую часть этого объема составит синтетический каучук, в выпуске которого Россия все еще сильна. Вытеснение натурального каучука из резиновых смесей, которое происходит сейчас, продолжится в течение еще нескольких лет, однако затем этот продукт вернет утраченные позиции. Сейчас география мирового производства каучуков стремительно меняется – к Малайзии и Индонезии, традиционным лидерам этой индустрии, добавляются Таиланд и Вьетнам, расширившие площади под каучуконосами.

Дороговизна натурального каучука – не единственный конъюнктурный подарок для российских игроков этого рынка. Рост цен на нефть и изменение газового баланса в США (увеличение использования сланцевого газа) означают сокращение производства бутадиена на пиролизных установках, которые являются его главным источником. Выход бутадиена при пиролизе этана в несколько раз ниже, чем при использовании более тяжелых продуктов. В России бутадиен, как известно, производится в основном на специализированных предприятиях из газового сырья, а не как побочный продукт пиролиза. Увеличивая загрузку мощностей и производство, российские компании могут отыграть на мировом рынке позиции американских производителей. Кроме того, рост мировых цен на бутадиен означает и рост цен на синтетический каучук. Основным генератором спроса на него есть и будет китайская шинная промышленность, которая потребляет примерно 40% мировых ресурсов этого сырья. Замедление темпов роста китайской экономики вряд ли существенно скажется на потребностях китайских шинников, поскольку сейчас более трети китайских шин экспортируется. На этот рынок, впрочем, весьма специфический, и стоит ориентироваться российским компаниям. Об этих и других тенденциях мировой каучуковой индустрии собравшимся рассказал генеральный секретарь International Rubber Study Group (IRSG) Стефен Эванс (Stephen Evans).

Российская каучуковая индустрия живо реагирует на улучшение конъюнктуры и в этом году, по оценке, достигнет докризисных объемов производства в 1,2 млн тонн. При этом наиболее перспективные в мировом масштабе бутилкаучуки и дивиниловые каучуки оказались в годы кризиса более устойчивы к колебаниям спроса и объемы их выпуска сократились меньше (а по бутилкаучукам даже выросли), нежели у более традиционных стирольных и изопреновых каучуков. При этом, однако, спрос российского рынка ориентирован в большей степени на стирольные и изопреновые каучуки, которые занимают более 60% объема потребления. Однако несмотря на то, что структура спроса на каучуки российских шинников ближе к структуре их выпуска производителями, оживление в каучуковой отрасли – в большей степени заслуга мирового, нежели внутреннего рынка, поскольку объемы выпуска шин в России по оценкам до конца года так и не выйдут на докризисный уровень. В прошлом кризисном году экспорт каучуков из страны составил 625 тыс. т (в 2007 – 660), тогда как объем внутреннего потребления сжался до 401 тыс. т против докризисных 612. Объемы импорта при этом сократились только до 45 тыс. т против 64 в 2008 году, поскольку их потребление менее эластично к спросу, чем массовых отечественных марок. Характерно, что в структуре экспорта каучуков из России традиционно доминируют европейские страны, тогда как доля Китая, хотя и растет, пока не превышает четверти экспортируемых объемов. О производстве, потреблении и экспорте каучуков из России участникам конференции рассказал Сергей Воробей, заместитель начальника информационно-аналитического отдела «Евразийского химического рынка».

По общему мнению участников конференции, Россия и российские компании не могут остаться в стороне от общего тренда на экологизацию шин и шинного производства, однако, если в европейских странах соответствующие нормативные решения отталкиваются от общественной озабоченности экологическими и медицинскими проблемами, то в нашей стране такие новации должны внедряться государством. Генеральный директор НТЦ «НИИШП» Александр Пичугин в выступлении рассказал о направлениях повышения безопасности производства шин путем замены ряда канцерогенных и токсичных соединений более безопасными. В частности, предлагается отказаться от технического углерода в пользу диоксида кремния (силики), от синтетических изопреновых каучуков в пользу натуральных, от высокоароматических масел в пользу менее токсичных, а затем и натуральных, от эмульсионных стирольных каучуков в пользу растворных. В Западной Европе более половины всех производимых шин – «зеленые», в России же частичное производство шин по экологически безопасным технологиям организовано только в Ярославле и Нижнекамске. При этом даже там пока не отказались от использования в производстве диоксида цинка. По оценке г-на Пичугина, себестоимость «зеленых» шин на 5-8%, а розничная цена только на 15-20% выше традиционных. Внедрение экологических стандартов в шинной индустрии должно стать государственной задачей, это производство должно перестать быть опасным для здоровья.

В Европе, однако, уже сейчас озабочены не только экологической безопасностью шинного производства, но и безопасностью, энергоэффективностью и шумностью самих шин. С 2012 года эти характеристики будут указываться на всех продаваемых в Евросоюзе шинах, аналогичные стандарты, касающиеся сопротивления качению (чем оно выше, тем больше шина деформируется, нагревается и изнашивается при движении) и сцепления с мокрой дорогой, а также износа протектора, разрабатываются в США и Японии. При этом если на шум влияет только рисунок протектора, то на физические характеристики – состав масел-наполнителей. Ужесточение требований к их экологическим характеристикам уже произошло в большинстве развитых стран. Что же касается экономической эффективности замены традиционных масел на прогрессивные, то опыт частной грузовой компании в Германии показал, что при использовании шин с новыми маслами-наполнителями, расход топлива сократился на 1-3%. Об этом рассказал менеджер по технической поддержке партнера конференции компании Nynas Маркус Хофман. Заместитель директора по развитию и перспективным технологиям спонсора мероприятия холдинга «Оргхим» Аркадий Радбиль в докладе рассказал о технологических маслах «Norman» российского производства, которые также позволяют существенно снизить содержание канцерогенных ароматических соединений в каучуках и шинах. Эта продукция широко экспортируется и компания планирует до 2014 года начать производство технологических масел также в американском Хьюстоне и китайском Даляне.

Менеджеры по продажам в СНГ бизнес-подразделения Rhein Chemie золотого спонсора конференции компании Lanxess Антон Монахов и Гульнара Корчина рассказали собравшимся и о других инновационных продуктах, позволяющих повысить эффективность и безопасность шинного производства – каучуках, специальных смазках, технологических красках, связующих добавках, ускорителях вулканизации, противостарителях. Кроме того, были представлены результаты испытаний шин, произведенных из разных материалов. Использование диоксида кремния, неодимового дивинилового каучука и растворного стирольного каучука вместо традиционных сажи и аналогичных продуктов, полученных по другим технологиям, позволяет снизить сопротивление качению на 30%.

Насколько к подобным новациям готова российская каучуковая и шинная индустрия, с давних времен являющаяся технологической гордостью российского химпрома? Некоторые производители уже давно ушли в узкоспециализированные и высокорентабельные продукты, мало связанные с шинным производством. В частности, для Казанского завода синтетического каучука, о котором на конференции рассказала начальник сектора выставок и рекламы отдела маркетинга Алина Шайдуллина, основой бизнеса является выпуск различных мастик и герметиков, силиконовых каучуков для технических нужд и пищевой промышленности, а в перспективе – выпуск метилхлорсиланов. Что же касается ключевого игрока российского каучукового и шинного рынка, холдинга «Сибур», ставшего генеральным спонсором конференции, то по словам начальника управления развития технологий дирекции СК Андрея Ворогушина, который выступил с докладом о новых направлениях в развитии дирекции, инвестиционные планы компании предполагают расширение производства наиболее передовой и востребованной за рубежом, а в перспективе, и в России продукции. В частности, компания уже сейчас производит растворный каучук ДССК, планирует переводить на неодимовый катализатор выпуск бутадиеновых каучуков, расширять производство бутилкаучуков в Тольятти. Также планируется развивать производство и технологию термоэластопластов, в частности производить гидрированные ТЭП. Существуют идеи по началу опытного и промышленного производства сополимера ИБС (изопрен-бутадиен-стирол).

Среди присутствовавших на мероприятии шинников из России и стран СНГ нет единого мнения о том, насколько российский шинный рынок и шинная индустрия готовы поддержать законодательные инновации в Европе. По словам коммерческого директор Чеховского регенератного завода Николая Козина, занимающегося вторичной переработкой резины, российский рынок крайне далек от требований к производителям, связанных с неизбежностью вторичной переработки производимых ими покрышек. Технологии девулканизации резины, активно развивающиеся в мире в ответ на повышение законодательной экологической ответственности шинников, в России пока отсутствуют. Заместитель директора ТД «Кама» Евгений Истомин настаивал на необходимости дальнейшего увеличения государственного регулирования отрасли, в то же время, как напомнила собравшимся представитель Michelin Елена Кустова, в 2010 году в России уже принят техрегламент, ссылающийся на европейские нормы. Представители украинской «Росавы» Егор Хрусталев и Александр Иванов полагают, что подобные меры европейцев призваны выдавить с рынка дешевые шины из стран СНГ, которые в годы кризиса продавались даже в Швецию. Однако, как заметил заместитель директор НТЦ «Интайр», принадлежащего «Сибур-Русские шины», на новые стандарты в 2012 году перейдут не только в Европе, но и на российских автозаводах и к этому времени шинникам, чтобы остаться на рынке, придется наверстать технологическое отставание.

По словам главы компании Creon Фареса Кильзие, интеграция российской шинной индустрии, о которой было недавно объявлено, неизбежно должна быть дополнена мастер-планом ее интеграции в мировой рынок. Огромный научный и производственный потенциал и публичное обсуждение возникающих проблем дают надежду на хорошее будущее отрасли.