Александр Гердт, генеральный директор холдинга «Уралхимпласт», в интервью rcc.ru рассказывает об итогах работы компании за прошедший год и стратегии ее развития в будущем, представляет инвестиционную политику фирмы, а также дает оценку инновационным процессам, происходящих в компании.

Александр Эммануилович Гердт родился в 1951 году. В 1977 году закончил Уральский политехнический институт по специальности «Технология пластмасс». На «Уралхимпласте» начал работать с 1969 года в должности помощника аппаратчика. В 1997 году стал генеральным директором ОАО «Уралхимпласт» (ныне — ОАО «Уральская химическая компания»). В 2003 году возглавил Союз предприятий и организаций химической промышленности Свердловской области.

— Несколько слов о структуре компании. Какие предприятия входят в холдинг?

— За 65 лет своей истории предприятие не раз меняло имя и статус. «Торфохимзавод», Завод 767, Завод пластмасс, производственное объединение, акционерное общество. Сейчас «Уралхимпласт» — крупный химический холдинг, в который входят производственные мощности в городах Нижний Тагил и Санкт-Петербург, торговое представительство в г. Москва, филиалы компании в городах Новосибирск, Ростов-на-Дону, Тольятти, Санкт-Петербург. Основное производство – ОАО «Уральская химическая компания» в Нижнем Тагиле. Недавняя реорганизация позволила упростить структуру предприятия: на заводе создано первое совместное российско-германское предприятие по выпуску ортокрезола, в Санкт-Петербурге работает совместное предприятие «Уралхимпласт-Балтика».

— Многочисленные филиалы занимаются дистрибуцией продукции? Есть ли планы расширения сети?

— В 2002-2003 годах мы реализовали первый этап программы развития дистрибьюторской сети. По сути, мы выстроили эту систему заново: открыли торговые представительства в Тольятти, Новосибирске, Москве, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге.

Это продвижение преследовало стратегические цели: укрепить позиции компании как ведущего производителя химической продукции, приблизиться к потребителю, обеспечить максимальный сервис. Правильность выбранного пути подтвердила положительная динамика объема продаж.

Второй этап программы предусматривает дальнейшую стабилизацию работы складов, расширение ассортимента уже работающих представительств, открытие новых точек продаж за пределами России — в марте текущего года начинаем работать в Украине, в планах — Китай и Центральная Европа.

—Какие новые виды продукции вы планируете освоить в ближайшее время?

— Доля новых продуктов в общем объеме производства предприятия постоянно растет. Общий коэффициент рентабельности для новых продуктов составляет более 20 %. Только за последние два года на заводе были разработаны и доведены до стадии выпуска более сорока новых и модифицированных продуктов. Причем новых как для России, так и для западных производителей.

В процессе разработки новых продуктов мы также ориентируемся на отрасли, уже потребляющие нашу продукцию, ищем новые рынки сбыта, где еще не работаем. Для базовых отраслей — теплоизоляции, деревопереработки, литейного производства — мы постоянно расширяем ассортимент синтетических смол. Создание новых продуктов, модификация существующих — это требование рынка. Приведу лишь несколько примеров: предприятия литейного производства переходят на современные технологии производства, и, ориентируясь на клиента, «Уральская химическая компания» предлагает рынку новый ассортимент смол и отвердителей для литья.

Востребованы рынком и фенолоформальдегидные смолы нового типа для минеральной и стекловаты, благодаря своей экологичности допущенные к использованию в жилищном строительстве; смолы для новых видов изделий лесопромышленного комплекса — бруса LVL, OSB, разработанные специалистами компании в 2003 году.

С новыми смолами для нефтяных проппантов и тампонажных материалов начинаем работу на рынке нефтедобычи. Расширяем ряд продуктов на базе формальдегида: уротропин, материалы для цементов. Поддерживая марку компании-новатора в производстве сложноэфирных пластификаторов для резинотехнической промышленности, планируем увеличить их ассортимент.

— На что делается основной упор в стратегии развития компании: на расширение ассортимента продукции или на наращивание и обновление имеющихся мощностей?

— Каждой организации необходима определенная политика для того, чтобы управлять своим ростом на рынке. Основой такой политики является оценка реальных и потенциальных возможностей фирмы, чтобы любые вновь вводимые товары служили укреплению позиции фирмы и ее конкурентному преимуществу. Поэтому, любая компания, понимающая законы рынка, должна иметь несколько уровней планирования своего развития. Так, например, сегодня выпускать определенные виды продукции, зная, что на подходе «второй уровень» — те направления, в которые деньги уже были вложены и вот-вот будет отдача, и в перспективе видеть «третий уровень» — то, куда будем двигаться через год, через десять лет.

Наращивание мощностей — это уровень настоящего. Сегодня, увеличивая объем продукции, мы получаем ресурс, с помощью которого можно планировать «завтра и послезавтра» — обновлять ассортимент, развивать инновационные процессы. Работая с высокой доходностью сегодня, мы приближаем этот следующий этап, он быстрее становится реальностью, то есть компания развивается более интенсивно, становится более конкурентоспособной.

— В каких областях ваша продукция является наиболее востребованной? Какие рынки вы рассматриваете как наиболее перспективные?

— Мы уникальное предприятие и сориентированы практически на всю промышленность сразу, потому что все основные отрасли потребляют нашу продукцию. Это и обеспечивает нам запас прочности, так как трудно представить, что все эти рынки разом начнут сокращаться. Но это как хорошо, так и плохо — приходится одновременно следить за очень многими тенденциями.

Во многих отраслях прошел период становления, имеется в виду, когда компания могла прийти на незанятый рынок или попытаться захватить большую долю. На тех рынках, которые сейчас довольно стабильны в России, большинство участников имеют определенный сегмент, устоявшийся круг клиентов. Там сильной концентрации внимания не надо, работа в большей степени техническая.

Но есть и другие, более интересные нам сейчас области сбыта, которые интенсивно развиваются. Сейчас наблюдается бум, особенно в жилищном строительстве, и, как следствие, поднимается индустрия, которая ориентирована на строительство: выпуск кирпичей, шлакоблоков, деревянных блоков, минераловатных изделий. Тут открывается много работы и для нас. Естественно, вопрос номер один — выбрать и войти на рынок, который развивается. Например, минераловатные изделия — это некие желтые маты, которые укладываются поверх кирпича, потом только производится облицовка. В мате, основа которого стекловолокно, от 3 % до 50 % пропитка нашей смолой, которая его связывает и придает прочность. Такого продукта до сих пор не было в России. Так, новые технологии в строительстве делают более востребованными наши продукты.

— Каково соотношение между экспортом и внутренним рынком вашей продукции?

— Традиционно основной объем нашей продукции используется на российском рынке. Сегодня на отечественном рынке продвигаться сложно. Рост здесь возможен за счет появляющихся новых предприятий, но незначительный. Поэтому мы выходим на зарубежные рынки, экспортируем продукцию в Европу, Америку, Китай. Но наши желания сдерживают транспортные тарифы, пошлины. Если говорить о рынке стран СНГ, то здесь мы представлены практически везде: Украина, Казахстан, Молдова, Узбекистан.

— У вас внедрена автоматизированная система бюджетного планирования и управления персоналом, помогает ли это в руководстве холдингом, насколько затраты на IT-систему оправдали себя?

— Здесь мы на половине пути. Сейчас на предприятии внедрена и эффективно работает система Platinum SQL. Она обслуживает финансовые, аналитические потоки, обеспечивает отчетность предприятия с учетом российских и международных стандартов. Это своего рода основа, ядро корпоративной системы предприятия. С ее появлением стала более четкой работа подразделений, ясно выстроилась система бюджетирования.

Практически освоена программа «Босс-Кадровик» — система, цель внедрения которой — более эффективное управление персоналом. Эта система позволит исключить пересечение и дублирование функций сотрудников и отделов, поможет использовать ресурсы более рационально.

Но основная цель автоматизации системы управления — создание системы в масштабах холдинга, такой системы, которая, работая в реальном времени, сопоставляла заведенные и реальные данные, отражала любой вид продукта, и мы видели объективное состояние бизнеса.

Постепенно мы планируем подключать к этой системе подразделения компании, цеха, устанавливать компьютеры и модемы. Вложения в программные продукты, конечно, потребуют материальных вложений — наши затраты на внедрение новых систем составят несколько сотен тысяч долларов. Но это оправданные затраты — в результате компания будет иметь более точные данные для оперативного управления, приблизится к западным стандартам.

Ведь что мы имеем сейчас в большинстве российских компаний? Бумажные отчеты, появление бухгалтерского баланса в марте, тогда как в Европе они появляются во второй половине января. Для эффективной работы и грамотного регулирования бизнеса нужно постоянно анализировать состояние дел, знать объективное положение в каждый конкретный период времени, анализировать входящие и выходящие потоки информации.

— Для развития компании нужны инвестиции, какова инвестиционная политика вашей компании? Вы предпочитает использовать собственные средства или заимствованные?

— Существует три источника инвестиций — это собственные средства, заработанные бизнесом как таковым, это привлеченные средства в виде займов и кредитов, и это инвестиционные деньги, когда инвестор входит в капитал и получает часть собственности или пакет акций. Мы используем все эти источники.

Из года в год компания направляет собственные средства, заработанные в результате деятельности, на реконструкцию производства и восстановление производственных фондов. В 2003 году у нас было три серьезных объекта: летом осуществлен запуск производства ортокрезола, для реализации которого было создано совместное предприятие с немецким концерном Rutgers VFT.

Запущен в эксплуатацию турбогенератор мощностью 2 мегаватта, покрывающий часть потребности завода в электроэнергии. Таким образом, мы сократили расходы на энергетику и ослабили зависимость предприятия от «Свердловскэнерго». В связи с увеличение внутреннего потребления запущен крупнейший в России агрегат по производству формалина мощностью 120 тыс.т/год. В прошлом году мы также выпустили ценные бумаги на 22 млн рублей. Это наш первый опыт долговременного заимствования средств через облигации. С облигациями работаем пока только на российском рынке. В значительной мере используем деньги банков.

— С какими зарубежными компаниями вы сотрудничаете?

— Наша компания действительно развивает работу с несколькими зарубежными компаниями. Так, например, мы сотрудничаем с чешскими компаниями ALTA и Keratech по продвижению наших смол на рынок Восточной Европы. С итальянским производителем литейных смол Cavenaghi Spa удалось найти взаимопонимание и наладить обмен опытом. Кроме того, есть постоянные потребители нашей продукции, как на традиционных для УХК рынках стран СНГ, так и на новых — Италия, Китай. Так всемирно известная компания Teflon, для производства своих изделий — сковород и кастрюль использует ручки, которые изготавливаются из нашего пресспорошка. Для того, чтобы заключить подобный контракт пришлось пройти множество испытаний и согласований, и мы выдержали этот экзамен.

— Ваша компания имела большую экспозицию на выставке «Химия-2003». Принимаете ли вы участие в выставке «Индустрия пластмасс-2004», если да, то, что представит ваша компания?

— «Индустрия пластмасс» — крупнейшая выставка международного масштаба. Мы работаем на рынках полимеров, поэтому ежегодно работаем на стенде в «Экспоцентре».

В этот раз мы представим потребителям наши новые разработки — пластификатор ДБЭА для резинотехнической промышленности, аналогов которому нет в России; группу термоэластопластов «Тэфлекс» на основе ПВХ и каучуков, новые марки пластикатов ПВХ. И, безусловно, потребители смогут увидеть и задать свои вопросы по уже давно знакомым продуктам — крупнотоннажным пластификаторам, полиформальдегиду, изделиям и пленкам из фторопласта, фенопластам, эпоксидным компаундам.

— Каковы долгосрочные перспективы развития вашей компании?

— «Уральская химическая компания» специализируется на выпуске синтетических смол и является ведущим российским поставщиком смол на такие рынки, как деревопереработка и теплоизоляция, где мы занимаем около 37 % рынка по фенольным связующим, 21 % — по карбамидным смолам; на рынке литейных смол — 72 %; ионообменные смолы для водоподготовки — около 10 % (по данным 2003 г.). Кроме того, мы постоянно проводим работы по совершенствованию и модификации выпускаемой продукции, улучшаем качество, реализуем программу по снижению издержек, внимательно отслеживаем тенденции на рынке, чтобы своевременно принимать необходимые решения.

В данный момент на рынке серьезно ощущается консолидированность действий многих химических компаний. И это не случайно: химические производства серьезно зависят от продукции естественных монополий: природного газа и электроэнергии, поэтому в первую очередь консолидация активов происходила в этом секторе. Всем известны такие объединения на рынке, как «Юкос», «Лукойл» и «Сибур», создана группа «Никос» и холдинги «Амтел», «Еврохим», ЕТК. Более того, объединение производств в российской химии до сих пор не завершено.

В подобных условиях единственной возможностью нормальной работы для нас на рынке является согласование условий с остальными производителями сходной с нами продукции. Помимо этого, необходимо выстраивать грамотные отношения с поставщиками сырья и находить общие интересы в подобной организации работы.

— Ваша компания на рынке считается достаточно успешной. В двух словах, в чем причина успеха вашей компании?

— Я считаю, что здесь два основных фактора успеха «Уралхимпласт»: это изначально верно выбранная стратегия в виде идей, направлений развития, принятая акционерами еще в 1995 г. И то, что под эти идеи была сформирована эффективная команда менеджеров, управленцев. Причем это как топ-менеджеры, так и руководители среднего звена. У команды есть четкое понимание, как, куда надо двигаться, какими ресурсами достигать поставленных целей. А это самое главное. И, естественно, без грамотной и эффективной работы производственного персонала нам было бы трудно поддерживать высокий уровень качества и ритмичности поставок готовых продуктов.

ОАО «Уральская химическая компания» входит в состав холдинга «Уралхимпласт», специализируется на выпуске синтетических смол и продуктов на их основе, пластических масс, химических продуктов органического синтеза и изделий из фторопласта. В 1996 году основным акционером предприятия стала австрийская компания Uralchimplast Beteiligung AG.