Ежегодно сумма мировых продаж биофармацевтических препаратов ориентировочно равна 20 млрд долларам, а всех медикаментов, выращенных в живых клетках млекопитающих, бактерий, грибков, — 65 млрд доллароф. К таким препаратам относятся, например, лекарства, созданные на основе статина, применяемые для борьбы с «плохим холестерином» и являющиеся часто лидерами продаж крупнейших фармацевтических компаний. К лекарствам, выращенным в микроорганизмах, относятся и антибиотики. Также получают протеин, служащий для терапии анемии, гемофилии и диабета.

Вкладывать средства в развитие этого молодого направления фармакологии, как считают специалисты, очень выгодно: инвестиции в изобретения, исследования в этой сфере могут окупиться миллионной, даже миллиардной прибылью. При этом аналитики отмечают, что воплощение в реальность данных изобретений и разработок дает увеличение производительности приблизительно в 2–3 раза, если сравнивать с традиционным химическим фармацевтическим производством.

Разработок в этой отрасли немало в лабораториях всего мира. Только в США в стадии клинических испытаний находятся свыше 350 биопрепаратов, предназначающихся для борьбы с 200 болезней. Свыше 130 биопрепаратов в этой стране уже получили одобрение FDA. Нередко лидерами продаж ведущих фармацевтических производителей являются наиболее часто приобретаемые статины, интерфероны, гормоны роста человека, инсулин, эритропоэтин (терапия анемии) и др. — препараты, произведенные биофармацевтической промышленностью.

В общем перспективными внутри биофармацевтического направления считаются исследования и инновации в сфере сердечных заболеваний, онкологии, неврологии. Также бурно развиваются так называемые терапевтическое клонирование и технология трансдифференцировки клеток (преобразования одних клеток в другие). Последняя дает возможность выращивать из клеток кожи ткани внутренних органов. Активно развивается направление по созданию лекарственных средств, содержащих моноклональные антитела, особенностью которых является способность взаимодействовать только с клетками строго определенной структуры.

В силу ряда причин биофармацевты не могут тратить годы на разработку нового препарата, как это бывает в традиционных фармацевтических лабораториях. Но в общем молодое направление развивается по тому же пути, что и традиционное фармацевтическое производство: инновационный дорогой продукт — стремление предприятия снизить его цену — удешевление продукта — переход к массовому выпуску.

Нужно также отметить, что на проблему стоимости продуктов биофармацевтической отрасли влияет не только сложность их разработки, стоимость вложенных интеллектуальных и материальных ресурсов, но и учет всех требований, выдвигаемых контролирующими организациями. Так, сегодня 1 квадратный метр современной биофармацевтической фабрики (на примере американских производств) стоит не менее 11 тыс. долларов, не считая оборудования. Цена последнего для среднего производства, располагающегося на площади примерно 25 тыс. кв. м., составляет около 300 млн долларов. К 2003 году FDA США объявила о новых стандартах эффективности производства и качества продукции. Учет требований, определяемых этими стандартами, может существенно увеличить стоимость 1 квадратного метра такого производства, потребовать от биофармацевтических производителей огромных капиталовложений (может потребоваться возведение новых более совершенных заводов, реорганизация уже имеющихся производственных линий) и времени (на все это уйдет от 4-5 лет и более). Биофармацевтические компании по-разному избегают крупных трат средств и времени: увеличивают эффективность производства, повышают чистоту продукта, изменяют производственные технологии, акцентируют внимание на работе с определенным сегментом ДНК, влияя этим на ее репродуктивные свойства.