В ходе пресс-конференции по итогам саммита Россия – ЕС секретарь Европейского Союза Романо Проди заявил, что достижение стабильности в экономике России может быть связано с переходом во взаиморасчетах от доллара к евро. Многие аналитики указывают на то, что Россия может получить определенные выгоды от использования евро в подобных отношениях. По его словам, это позволит избежать необходимости использовать валюту третьих стран, исключить торговые издержки и риски для российских партнеров. Кроме того, эта мера позволит укрепить коммерческие связи и будет способствовать росту прямых инвестиций ЕС в Россию, а также облегчит задачу сбалансирования валютных резервов для Центрального банка.

Каким образом проблема перехода на евро затрагивает предприятия нефтехимической отрасли России и какова степень готовности предприятий к переводу платежей на евровалюту?

Четыре кровных интереса

ЕС является главным торговым партнером России, на долю которого приходится около 40 % ее внешнеторгового оборота и иностранных инвестиций, плюс еще большая доля внешней задолженности. На долю одной только нефтехимической отрасли приходится около 22,7% всего оборота, или 150 млрд $. Динамика роста продаж нефтехимической продукции также весьма значительна: 25% в 2000 году, 33,2% в 2001 году.

В связи с этим введение евро прямо затрагивает интересы российских нефтехимических предприятий, по крайней мере, по четырем основным направлениям:

Во-первых, уже началась реденоминация в евро всех российских активов и пассивов за рубежом, выраженных в западноевропейских валютах, включая государственный внешний долг, прочие обязательства, гарантированные государством, собственность, акционерный капитал российских (смешанных) предприятий;

Во-вторых, назревает пересмотр валютных условий российских внешнеторговых контрактов со странами "зоны евро". До сих пор значительная их часть заключается в долларах;

В-третьих, пересчет в евро всех активов и пассивов в заменяемых валютах, размещенных в России. Это прежде все внешние активы предприятий в странах ЭВС, вклады иностранных партнеров в совместные нефтехимические предприятия, и т.д.;

Наконец, возможное осуществление сделок после 2002 года наличными евро может вызвать ажиотажный спрос и связанный с этим произвол банков. Во избежание этого нужно заранее заказать в ЕЦБ необходимую для обмена сумму евро.

Долларовый аншлюс

На долю ЕС, как уже отмечалось, приходится более 22% внешнеторгового оборота наших нефтехимических предприятий. На долю США - менее 3 процентов. Но девять десятых всех расчетов проходит не в марках, франках или лирах, а именно в долларах, и пока лишь единичные сделки заключаются в евро. Более того, если объем накопленных инвестиций США и превышает суммарный объем инвестиций стран ЕС, за период 2000-2001 гг. наблюдался рост вложений ЕС более чем в 3 раза в сравнении с США.

ЕС и США во внешнеэкономических связях нефтехимических предприятий России за период 2000-2001 гг. %

  ЕС США
Внешнеторговый оборот 22,7 3
Прямые иностранные инвестиции (накопленный объем) 34,8 43,3
Иностранные инвестиции 62 18

Переход на евро обойдется нашим нефтехимикам в 160 млн $

Согласно инструкциям письма Центрального Банка России №398-Т «О введении единой европейской валюты – евро», расчеты российских экономических субъектов с контрагентами из стран ЭВС до 31 декабря 2001 г. могут осуществляться с использованием имеющихся корреспондентских счетов российских банков и счетов их клиентов в замещаемых валютой евро национальных валютах. Но уже с 2002 года российским предприятиям придется столкнуться с проблемой пересчета валюты.

Согласно данным «Гартнер груп», расходы компаний в странах ЭВС на подготовку к переходу на евро оцениваются в 300-400 млрд $. В России цифры менее значительны. По разным оценкам, потребуется не менее 800 млн $ для перехода на евровалюту. Нетрудно подсчитать, что для нефтехимических предприятий эта цифра составляет 160 млн $.

На практике цифры могут быть более значительными. Современные ERP-системы предприятий позволяют выполнить преобразование данных, с учетом двух резервных прогонов, за 12-15 часов. Однако далеко не все предприятия нефтехимической отрасли оснащены средствами ERP. Преобразование обычных баз данных среднего предприятия может потребовать 1-3 месяца в зависимости от объема информации.

Все предприятия России до 1 января 2002 года должны открыть счета в евро

Согласно вышеуказанному письму Центрального Банка, все предприятия России до 1 января 2002 года должны открыть счета в евро. С учетом того, что еще с 1 января 1999 года Центробанк приступил к проведению расчетно-платежных и финансовых операций с евро, можно бы ожидать, что большинство предприятий подобные счета открыли.

И еще один немаловажный фактор. Для экспортно-импортных трансакций не имеет значения наличие-отсутствие наличной валюты. Однако обслуживание корреспондентских счетов предприятий, бартерные обмены, так распространенные в нефтехимической отрасли, требуют наличия определенного количества наличности. В обороте наличные евро появятся с начала 2002 года. Однако уже сейчас распространена практика заказа определенного количества наличного евро для последующих операций.

Компанией rcc.ru был проведен опрос представителей нефтехимических предприятий России для оценки степени готовности к переходу нефтехимической промышленности на евро. Были учтены вышеизложенные факторы, и вот какие цифры получены в результате.

Как видим, степень готовности нефтехимических предприятий крайне низка. По десятибалльной шкале – менее единицы.

Злоключения евро в России – бухгалтеры, доллары и молчание

Существует несколько причин, объясняющих подобную ситуацию.

Самая распространенное обоснование – ситуация с переходом на евро отдана на откуп бухгалтерии. Проблема видится лишь в конверсии валют: рубль – доллар – евро. А слово «евро» воспринимается как «экю». Реальная же ситуация «рубль – евро» и, соответственно, проблемы с ней связанные (открытие счетов, наличность) игнорируется, и, как видим, игнорируется весьма «успешно».

Следующая причина – расчеты по внешнеторговым операциям имеют высокую инертность. Использование доллара, несмотря на резкие среднесрочные колебания его обменного курса, до сих пор остается наиболее выгодным в краткосрочном плане из-за относительно более низких трансакционных издержек. Однако с 2002 года ситуация резко изменится. С отменой национальных валют стран ЭВС все расчеты будут проводится в евро, и тут уж никакая долларовая стабильность не поможет.

Наконец, замечательную роль в создании облака российского «евро-невежества» играет информационный вакуум. Информационная поддержка процесса введения евровалюты отсутствует. Многие руководители предприятий при проведении опроса вообще не понимали, о какой проблеме и каком переходе идет речь. Не в последнюю очередь это вызвано весьма незначительным освещением проблемы новой европейской валюты в средствах массовой информации.

Вот-вот что-то произойдет

В ходе саммита Россия – Европейский Союз было принято решение о создании комиссии на высоком уровне по структуризации единого экономического пространства. Можно, вероятно, принимать слова Романо Проди о создании особой еврозоны с Россией как своеобразную рекламную акцию евровалюты. Но никто не станет отрицать факт растущей интеграции России и Европы. Переход на евро в рамках ЕС в течение ближайших лет неизбежен, некоторые страны (Ирак, например) вообще заявили об отказе от доллара во внешнеторговых операциях. Что произойдет с российской нефтехимией, когда переход на евро будет обязательным правилом, а доллар больше не будет рассматриваться как эталон меры в европейской торговле? Будем надеятся, что столь низкая степень готовности предприятий к переходу на евро не станет причиной принятия радикально-отрицательных мер со стороны европейских партнеров. К тому же, по словам Сильвии Кофлер, представителя Европейской Комиссии в России, с сентябрю 2001 года начнется широкомасштабная рекламная кампания евро. И если на наши СМИ особой надежды нет -- быть может, справятся европейские?