китайрфнефть

Экспорт нефти из России в Китай за восемь месяцев этого года вырос на 24,4% (до 79,9 млн тонн, по данным главного таможенного управления КНР) по сравнению с тем же периодом 2022 года.

По итогам года ожидается, что поставки превысят 100 млн тонн. То есть сейчас почти половина экспорта российской нефти приходится на Китай, причем Поднебесная готова наращивать объемы.

В начале двухтысячных годов доля Европы в нашем экспорте нефти доходила и до 80%, но это было совокупное значение, включающее в себя все европейские страны, причем не только входящие в Евросоюз. Такой доли, как сейчас у Китая, не имела отдельно ни одна страна-импортер, передает РГ.

Россия в этом году держит пальму первенства по объемам поставок нефти в Китай, потеснив прошлогоднего лидера - Саудовскую Аравию. Но наша зависимость от Китая, как основного покупателя российской нефти, выше, чем его от нашей страны. Хотя сейчас Китай предпочитает больше покупать российской нефти, которая дешевле большинства ближневосточных сортов.

В год Поднебесная импортирует более 500 млн тонн нефти. Мы, даже превысив по экспорту уровень 100 млн тонн, будем закрывать лишь 20% потребностей этой страны.

Это немало, но пока на рынке не образовался жесткий дефицит нефти, у Пекина всегда есть возможность для маневра. Помимо России и Саудовской Аравии крупные объемы нефти в Китай экспортируют Ирак, ОАЭ и Оман. Кроме того, растут поставки из Малайзии, которые включают нефть из находящегося под санкциями Ирана и до недавнего времени Венесуэлы. Причем Каракас после снятия санкций США, скорее всего, постарается сохранить присутствие на китайском рынке.

Как отмечает старший консультант компании "Имплемента" Иван Тимонин, Китай в настоящее время действительно является крупнейшим рынком сбыта российской нефти, и поставки в страну продолжают расти. В долгосрочной перспективе данный факт, вероятно, останется неизменным. Во-первых, КНР является крупнейшим в мире импортером сырой нефти, причем со значительным отрывом, что обусловлено как огромным масштабом рынка, так и дефицитом собственной добычи. Во-вторых, этому способствует имеющаяся инфраструктура, в частности, трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Оба этих фактора, несомненно, могут быть использованы в качестве аргумента импортерами из КНР в рамках заключения контрактов на поставки продукции из России.

Встает вопрос: нужно ли нам диверсифицировать свой нефтяной экспорт, сделать его менее зависимым от одного покупателя? По мнению Тимонина, диверсификация является здоровым и необходимым инструментом при работе на любом рынке. Она позволяет как минимизировать рыночные риски, связанные, например, с замедлением динамики экономического роста в отдельно взятом регионе или принятием в нем законодательных инициатив, приводящих к ощутимому сокращению спроса, так и усиливает переговорную позицию поставщиков при заключении контрактов. Если рынок сбыта является для экспортера безальтернативным, импортер непременно использует это в своих интересах, считает эксперт.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, если следовать правилам европейской логики, диверсификация нужна - нельзя зависеть от одного поставщика и, соответственно, от одного покупателя. Покупатель, осознав свой вес в портфеле заказов, может использовать это как способ давления на поставщика. Но здесь кроме такого подхода нужно еще смотреть, насколько велика конкуренция за ваш товар на рынке.

Крупнейшие импортеры нефти - Китай и Индия. Причем Индия в некотором роде уже выступает в роли противовеса Китаю для российского экспорта, а Европа от нашей нефти сама отказалась. Соответственно, основные объемы экспорта будут идти на оставшиеся крупнейшие рынки, и отказываться от них ради диверсификации ни в коем случае нельзя. А вот постараться расширить поставки в другие страны Азии на выгодных для нас условиях очень даже нужно. Причем даже учитывая наше сокращение нефти по условиям сделки ОПЕК+, у России есть для этого все возможности, поясняет эксперт.

В Индию в прошлом году Россия поставила 41 млн тонн нефти. В этом году поставки также растут, хотя до объемов Китая пока не дотягивают. Но и потребление нефти в Индии, и совокупный импорт (232 млн тонн в 2022 году) сильно уступают китайскому рынку.

О безальтернативности китайского направления говорить преждевременно, экспорт российской нефти наращивается и в иные дружественные страны, говорит Тимонин. По итогам 10 месяцев 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года увеличились морские поставки нефти и нефтепродуктов из России в Индию (+36 млн тонн), Турцию (+8,7 млн тонн), Сингапур (+5,4 млн тонн), Бразилию (+5,0 млн тонн) и иные регионы.

С точки зрения Симонова, ситуация, когда нас могли "шантажировать" покупатели, была в начале прошлого года, из-за чего образовался огромный дисконт на нашу нефть. Сейчас он сильно снизился, но наша нефть все равно для покупателей более выгодна.

Например, Китаю саудовская нефть обходится дороже на 17 долларов за баррель. Нам удалось убедить рынок в том, что без нашей нефти они не обойдутся. Поэтому диверсификация для России не является самоцелью, но стараться расширить рынок сбыта и при этом заработать обязательно нужно. Для этого возможно, кстати, использовать саудовскую модель поведения. Они гарантировали себе место на китайском рынке, вложившись в местную нефтепереработку. Мы таким же образом можем обеспечить свое присутствие на рынке Индонезии, например, построив там завод, заточенный под российскую нефть. Таким образом, мы почти стопроцентно гарантируем себе определенные объемы экспорта в эту страну.