Прошедший 2015 год для рынка композитов и компаундов в РФ характеризовался как «отложенный рост». Участники отрасли отмечали, что перспективы для развития есть, но только при определенных условиях – стабилизации экономики, наличии госзаказов, инвестициях в расширение мощностей. Однако это не ключевые факторы успеха, главное – восстановление спроса. Сбылись ли ожидания и подтвердились ли опасения – обсудят 7 сентября участники Пятой международной конференции «Композиты и компаунды 2016».

Основной проблемой российского рынка композитов из года в год остается зависимость от импортной сырьевой базы. Девальвация рубля усугубила ситуацию – зачастую цена на сырье становится для отечественных компаний запредельной, но выбора у них нет. Шансов на появление российских аналогов, к сожалению, немного: по сути единственным крупным производителем смол для композитов является «Дугалак», учредитель которого Зоран Павлович выступит с докладом о деятельности своей компании.

Рынку термопластичных компаундов эксперты в 2015 году обещали в лучшем случае сохранение прежнего уровня, в худшем же – снижение до 20%. Какой ситуация оказалась на самом деле и куда двигаться дальше - расскажет директор НТЦ НПП «Полипластик» Данил Кобыличенко. А представитель Mikrosam представит решения для производства термопластов и придания им необходимых свойств.

После кризиса российский рынок композитов возлагал большие надежды на местных производителей, но чуда не произошло – совершить прорыв не удалось. Зато стало понятно, что отрасли однозначно нужна кооперация с зарубежными партнерами. Как их привлечь и удержать? В нынешних условиях спроса как такового уже недостаточно – нужны дополнительные преференции в виде налоговых льгот и готовой инфраструктуры. Все это готова предоставить своим резидентам ОЭЗ «Алабуга», представитель которой также выступит на конференции.

Изделия из композитных материалов находят все более широкое применение, основные сферы - строительные материалы (в т.ч. арматура), изделия для нефтегазовой отрасли, дорожное строительство, автопром. Доклады на эту тему представят Evonik Industries, Ассоциация ОППНКА, НПП «Завод стеклопластиковых труб» и РОСДОРНИИ.

Есть ли перспектива у российского рынка композитов? Минпромторг уверенно отвечает «да». Ведомство даже разработало подпрограмму, в соответствии с которой к 2020 году страна должна выйти на объем производства в 120 млрд руб. в год. Как ее выполнить, и какие шаги для этого необходимы? Свои рекомендации даст директор по развитию «Машспецстроя» Александр Шаклеин.

Основной спрос на композиты в России по-прежнему обеспечивает госзаказ – развитие ВПК просто невозможно без внедрения инновационных и эффективных материалов. В частности, использование композитов в судостроении дает уменьшение массы изделия, повышение прочности, снижение эксплуатационных расходов. Как внедряются новые разработки при строительстве кораблей и судов – расскажет представитель «Крыловского государственного научного центра» Николай Федонюк.

Все выше процентное содержание композитов и в современных российских самолетах. Один из них - Sukhoi Superjet 100 – уже вовсю летает в России и за рубежом, второй – МС-21 – находится в процессе создания. В докладе ОКБ «Сухого» прозвучит информация о применении композитных материалов в авиации, требованиях к их свойствам, анализ структуры затрат. Представитель «Аэрокомпозита» расскажет о поставках композитных агрегатов для первого летного самолета МС-21-300 и сборке крыла для статических испытаний. Таким образом, успешная эксплуатация «Суперджета» и запуск проекта МС-21 могут сыграть немаловажную роль в увеличении потребления композитов в РФ.

Насколько игроки рынка готовы консолидироваться ради общего успеха? Ожидать ли появления новых производителей композитов и компаундов в России? Как государство намерено поддерживать отрасль? Эти и другие вопросы предлагаем обсудить в рамках конференции «Композиты и компаунды 2016» 7 сентября в отеле «Балчуг Кемпински Москва».