Рынок полиолефинов (полиэтилена и полипропилен) в России по итогам 2022 года вырос на 4,1% и составил 3,965 млн т. В то же время потребление полиэтилена (ПЭ) достигло 2,633 млн т, что на 10,9% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом потребление полипропилена (ПП) сократилось на 5,5% — до 1,332 млн т.
Об этом на конференции «Сырьевое обеспечение отрасли переработки пластмасс», организованной Союзом переработчиков пластмасс (СПП), сообщила руководитель отраслевых продаж сегмента "Строительство" "СИБУР" Юлия Румянцева.
Согласно представленным данным, за 2022 год потребление российских марок полиолефинов выросло на 11,4% и составило 3,094 млн т. В то же время зарубежных марок было переработано в количестве 517 тыс. т — это на 27,6% меньше, чем в 2021 году. В итоге доля зарубежных марок в объеме потребления полиолефинов сократилась с 19 до 13%.
В разрезе сегмента ПЭ потребление российских марок подскочило на 20% и достигло значения 2,25 млн т. В то же время зарубежных марок ПЭ было переработано 381 тыс. т, что на 23,2% меньше прошлогоднего результата. По итогам года доля зарубежных марок ПЭ сократилась на российском рынке с 21 до 15%.
В разрезе сегмента ПП потребление российского сырья практически не изменилось и составило 1,196 млн т, что только на 0,3% больше прошлогоднего показателя. В то же время зарубежных марок ПП было переработано 136 тыс. т, что соответствует падению на 37,6% относительно 2021 года. В результате доля зарубежных марок ПП сократилась на российском рынке с 16 до 10%.
Принимая во внимание данные Росстата по показателям производства ПЭ и ПП, можно констатировать, что по итогам 2022 года видимый объем экспорта ПЭ упал на 24,1%, а экспорт ПП сократился на 16,5%.
"На динамику потребления полиолефинов повлияли как снижение реальных доходов населения на 2,2% и падение спроса в сегменте непродовольственных товаров на 5% в большей степени из-за ухода крупных брендов или недоступности компонентов для производства, например, бытовой химии. Также на рынок оказало влияние во второй половине года снижение на 14% спроса на строительные и отделочные материалы. Однако наиболее глубокое снижение потребления ПЭ и ПП произошло в сегментах нетканых материалов — на 6%, БОПП-пленки — на 6% и компаундов — на 58% из-за падения производства автокомпонентов после остановок и ухода с рынка автопроизводителей", — приводят комментарий Юлии Румянцевой PlastInfo
По данным "СИБУР", ключевыми барьерами в работе российских переработчиков полиолефинов в 2022 году стали сложности с закупками зарубежного сырья, включая добавки и компоненты в силу сложности и стоимости логистики, а также проблемы с обслуживанием подержанного парка перерабатывающего оборудования. Компаниям пришлось переходить на предоплату по всей цепочке, увеличивать складские запасы при росте стоимости логистики, при этом стоимость кредитов вырастала до заградительных, а овердрафт отменялся.
В компании оценивают, что ключевые драйверы имеют потенциал роста переработки и потребления полиолефинов на дополнительные 1,6 млн т в год. В частности, реализация государственных программ поддержки может добавить спрос на 400 тыс. т, а импортозамещение готовых изделий из пластмасс, включая социально значимые, например, в медицине, потребует еще 500 тыс. т.
В 2023 году "СИБУР Холдинг" намерен продолжить развитие марочного ассортимента. В частности, на рынок должна выйти марка PP4207G для литья полых изделий медицинского назначения, марка PP 8210G — для производства реторт-упаковки, марка PP4225L — для внешнего слоя неметаллизированных плоскощелевых пленок, марка PP H1200FF — для производства нетканых материалов, марка PP I003 EX/3 — для производства труб и ПП-модификатор против «тигровых полос».
Текущий портфель СИБУРа по направлению полиолефины в сегменте полиэтилена насчитывает 49 марок при возможности нарабатывать в общей сложности 2,8 млн т, а по полипропилену — 47 марок с установленными мощностями 2,2 млн т.