Способ реализовать российскую нефть на мировом рынке в условиях западных санкционных ограничений есть, и он не так уж сложен, рассказал агентству "Прайм" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. 

"На самом деле вопрос изменения маршрутов и направления транспортировки — это прежде всего вопрос флага, — считает он. — У России своих танкеров нет, но как показывает практика, никакие санкции никогда не останавливают собственников морских судов, и они без проблем будут оказывать услуги перевозки российской нефти".

Что касается класса танкеров, то, конечно, доставка сравнительно небольших объемов сырья на большие расстояния, например, в Китай, вероятно, может оказаться нерентабельной или низкорентабельной, допускает специалист.

Однако нельзя списывать со счетов возможность своповых поставок. Также Пикин напоминает, что наглядный пример эффективного обхода санкций против российской нефти показал один из международных нефтяных гигантов Shell, который, как выяснилось буквально на днях, приобретает сырье из России и смешивает с нефтью других сортов, получая пресловутую "латвийскую смесь". Вероятно, один из ключей к решению проблемы — это появление аналогов, например — "турецкой смеси", допускает специалист.