Указ «О сокращении выбросов парниковых газов», подписанный президентом и опубликованный 4 ноября, также предписывает правительству разработать Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов и утвердить ее. Как сообщили в правительстве, проект такой стратегии уже подготовлен Минэкономразвития.

«Поставленные президентом задачи определяют необходимость перехода экономики страны на низкоуглеродную траекторию при безусловном учете национальных приоритетов устойчивого развития и внимании к окружающей среде, – отметил министр экономического развития России Максим Решетников. – Целевой показатель демонстрирует все большую амбициозность Российской Федерации на климатическом треке и отвечает целям Парижского соглашения и устойчивого развития ООН».

«В 2020 г. закончился срок, определенный указом президента РФ № 752 от 30 сентября 2013 г., которым установлена национальная цель по выбросам парниковых газов в 75% от значений 1990 г., – рассказал «Ведомостям» руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор, директор Института мировой экономики и международных финансов Финансового университета при правительстве РФ Сергей Рогинко. – Эта цель была досрочно выполнена, а участие России в Парижском соглашении требует повышения амбициозности в определении целей сокращения выбросов. Отсутствие цели на период после 2020 г. в такой ситуации бросается в глаза и привлекает внимание ряда мировых игроков, многие из которых негативно настроены по отношению к России и, как показывает опыт, организуют провокации буквально на пустом месте».

При этом, по некоторым оценкам, объем выбросов парниковых газов в России уже ниже заявленных целей. «Согласно данным последнего национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов, в 2018 г. они составляли 69,7% от уровня 1990 г. без учета землепользования и лесного хозяйства», – говорит заместитель руководителя направления «Экономика энергетики и климат» ЦСР Ирина Поминова. Так что новые требования не ведут к ужесточению условий для бизнеса внутри страны. Обозначенные в указе цели можно считать примером здравого подхода власти к сочетанию климатических целей и экономической целесообразности, отмечает Рогинко.

«В условиях, когда на всех участников Парижского соглашения оказывается беспрецедентное давление с требованием как можно более амбициозных целей по сокращению выбросов, новый указ демонстрирует взвешенную позицию, учитывающую структуру национальной экономики, перестройка которой в ближайшее время невозможна, в том числе из-за санкций, лишивших Россию доступа к дешевому международному финансированию, без которого невозможны проекты альтернативной энергетики и сокращения выбросов», – уверен он.

По мнению ряда экспертов, в такой ситуации задачу по дальнейшему снижению углеродных выбросов надо воспринимать как повод для структурно-технологической модернизации экономики с учетом современных требований по энергоемкости и экологичности. При этом, как указывает академик РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования Борис Порфирьев, модернизация экономики и повышение качества экономического роста (одним из проявлений которого является снижение выбросов вредных веществ и парниковых газов) невозможны без ускорения общей экономической динамики. «В условиях низких темпов роста экономики переход России на траекторию устойчивого социально-экономического развития с низким уровнем эмиссии парниковых газов просто нереален», – уверен академик.