В России существуют регионы, где вся промышленность была подчинена одной цели – созданию всевозможного вооружения и «запчастей» к нему. В таких регионах химические предприятия, безбедно существовавшие на дотации государства и никогда не испытывавшие головной боли со сбытом продукции, после объявления программы конверсии, столкнулись с очень серьезными проблемами. Брянская область, в силу своего уникального положения, буквально до последних дней числилась не просто дотационной, а оборонно-дотационной, что определенным образом влияло на деятельность химических предприятий области.

На территории Брянской области химических заводов, в настоящее время пребывающих в разной степени развала, три: «Брянский химический завод им. 50-летия СССР», территориально расположенный в городе Сельцо, являющемся так называемым городом областного подчинения, «Брянский химический завод им. Поддубного» и завод «Пластик» (оба предприятия входят в территорию города, однако если первый расположен на окраине, то второй оказался практически в центре Брянска).

Все три завода изначально имели оборонное значение (собственно говоря, до начала всеобщего разоружения в области не было ни одного предприятия, не выпускавшего хоть что-нибудь «закрытое»), что позволяло им получать немалые дотации и не иметь особых проблем. Однако пришло время конверсии, и безоблачное существование осталось в прошлом. Зато возникла необходимость серьезной борьбы за место под солнцем.

В самом выгодном положении оказался химзавод, расположенный в Сельцо, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, будучи «самым военным» из трех химоборонных предприятий области, он изначально и всевозможных инвестиций получал больше, и оборудование имел относительно современное, и, что тоже немаловажно, деятельность свою военно-оборонную никогда до конца не прекращал. Во-вторых, только сельцовский химзавод может похвастаться тем, что ради него на территории области появился еще один город – десять лет назад специально «под химзавод» поселок городского типа Сельцо и четыре окружающие его деревни объединили в общее целое и превратили в город. Для десяти тысяч жителей Сельцо «Химзавод им. 50-летия СССР» стал и кормильцем, и поильцем, и градообразователем. В-третьих, не менее важную роль в жизни предприятия сыграло и его положение на карте. Сельцовский химзавод, специализирующийся на производстве боеприпасов и элементов химоружия, расположен рядом с поселком Ржаница (Жуковский район Брянской области), который известен своими химическими складами.

Очень символично выглядит и фраза губернатора области Юрия Лодкина как бы вскользь оброненная им на одном из брифингов: «Областные власти заинтересованы в реанимации Брянского химзавода по его основному профилю». Первый шаг к «реанимации» был сделан в ноябре – с химических боеприпасов, хранящихся на территории области, были сняты взрыватели и утилизированы именно на БХЗ.

Кроме того, весьма на руку оказался сельцовскому предприятию и белорусский проект, возникший и начавшийся реализовываться в 1996 году, когда ближайшие соседи Брянской области положили начало формированию системы утилизации боеприпасов под государственным контролем и в сотрудничестве с Россией. Изначально белорусские власти рассматривали вариант утилизации на сельцовском химзаводе белорусских боеприпасов. Однако от этого проекта пришлось отказаться по финансовым соображениям. Тем не менее, именно на этом предприятии проходил обучение персонал для создаваемых в Беларусии центров промышленной утилизации боеприпасов – артиллерийских выстрелов в Закопытье (Гомельская обл.) и авиационных средств поражения в Городке (Витебская обл.).

Относительному процветанию сельцовского химзавода способствует еще и коммерческая жилка его руководителей. В частности, руководство именно этого предприятия несколько лет назад сумело первым выкупить у французов эксклюзивное право на владение технологией по производству акриловой краски. Однажды раскошелившись, заводчане не прогадали: краска, которую они производят, пользуется устойчивым спросом, поскольку по цене существенно дешевле французского аналога, а по качеству и экологическим требованиям ему ничуть не уступает. Если учесть, что именно акриловая краска в больших количествах закупается местными «заинтересованными лицами» для окраски фасадов зданий (а управление архитектуры города требует от владельцев и арендаторов зданий приводить их в божеский вид не реже одного раза в год), то несложно догадаться, насколько удачной для завода стала покупка технологии.

Сложнее обстоят дела на «Брянском химическом заводе им. Поддубного». Выпускает химзавод только бытовую химию – чуть более десяти видов продукции, в список которых входят масляно-смоляные лаки, масляные краски, олифы, водоэмульсионные краски и смолы М-60. При этом, продукция эта ниже качеством по сравнению с той, что предлагает сельцовский химзавод, хотя для партнеров у «Завода имени Поддубного» есть свои плюсы: вся выпускаемая продукция прошла сертификацию и подлежит реализации, как товары народного потребления, и, кроме того, завод имеет свой железнодорожный тупик, что обеспечивает бесперебойную поставку продукции в короткие сроки. По информации заводского руководства, сейчас Брянский химический завод насчитывает более 200 потребителей по России, дальнему и ближнему зарубежью. Однако же, по признанию директора завода Татьяны Хорошевой, ситуация на предприятии сложная, о чем, впрочем, распространяться Татьяна Владимировна решительным образом не желает. Возможно, заводскую жизнь облегчит появившийся примерно в сентябре 2001 года фирменный знак продукции – размещенный на каждой этикетке слоган: «Краски Брянского леса» и картинка с пригородными пейзажами. Кроме того, заводские технологи наконец-то запланировали появление в ассортименте предприятия акриловых красок. Правда, это пока еще только проект.

Однако даже сложное положение, с которым по мере сил борются на «Химзаводе им. Поддубного», не идет ни в какое сравнение с той черной дырой, в которой оказалось третье химическое предприятие Брянской области – завод «Пластик». Построенный изначально как оборонное предприятие по выпуску «стратегических» пластмасс, с началом конверсии «Пластик» очень резко оказался на мели. Выбраться ему оказалось не суждено – пока завод судорожно пытался побороть собственное кризисное состояние, у него появился реальный конкурент, во всех отношениях более выгодный и властям, и инвесторам – предприятие по производству пластиковой тары на базе бывшего фосфоритного завода. Именно оно стало наиболее инвестиционным производством с участием иностранного капитала на территории Брянской области. По информации специалистов комитета по внешнеэкономической деятельности и инвестициям администрации области, кипрская фирма уже вложила в покупку и установку оборудования около 5 миллионов долларов и это еще не предел.

У новоявленного конкурента «Пластика» слишком много плюсов. Во-первых, пресловутое «место на карте». Если «Пластик», расположенный в центре города, мягко говоря, портит внешний вид района и, к тому же, мешает расширению находящегося рядом жилого микрорайона, то фосфоритный завод, на базе которого планируется развитие нового предприятия, находится далеко за пределами Брянска, и видят его разве что местные туристы, гуляющие в тех краях. А во-вторых, технологии и оборудование «Пластика» серьезно устарели, так что вкладывать в его возрождение деньги просто невыгодно. Таким образом, многострадальный химзавод, судя по всему, доживает последние дни – по прогнозам специалистов, юный конкурент совсем скоро вытеснить с рынка одряхлевшего старичка по имени «Пластик».