Примерно тридцать лет назад пленки из поливинилхлорида стали популярной упаковкой для продуктов питания, промышленных товаров и грузов. Особую популярность приобрели растягивающиеся полимерные пленки (стрейч-пленки).

Стрейч-пленки применяются для упаковки различных продуктов питания (овощей и фруктов, кондитерских и хлебобулочных изделий, мяса и рыбы) на пластиковых и картонных поддонах при производстве и реализации их в торговой сети; продуктов и готовых блюд в домашних условиях; сырья и промышленных товаров в различных отраслях (например, свежеспиленной и сушеной древесины; готовых продуктов в лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленностях), при этом стрейч-пленка все более вытесняет с рынка упаковки другую полимерную упаковку — термоусадочную пленку.

Возрастающая популярность стрейч-пленки относительно ряда других пленок объясняется, во-первых, способностью обратимо растягиваться на 300% и более, а во-вторых, высокой стойкостью к проколам и раздиру (у иных полиэтиленовых пленок показатели по этим параметрам ниже), высокими прочностными характеристиками.

Одно из важнейших качеств стрейч-пленки — надежность — зависит от типа плёнки и степени её натяжения. А такие свойства этого материала, как растяжение и клейкость, — от свойств полиэтилена и примешиваемых к нему добавок.

Престрейч-растяжение — это главная техническая характеристика этого вида пленок, которая измеряется в процентах. В зависимости от этого величины этого параметра специалисты различают следующие виды стрейч-пленки: STCK (standart) престрейч — 100-150%; STCN (medium) престрейч — 150-200%; STCB (power) престрейч — 250-300%.

По способу упаковки данным материалом различается стрейч-пленка для ручной и машинной упаковки.

Отечественный рынок упаковочных материалов является на данный момент одним из самых быстроразвивающихся. На это влияет не только «открытие» новых видов упаковочных материалов, налаживание их выпуска, но и развитие российского производства, стремление соответствовать требованиям, предъявляемым к упаковке и транспортировке товара в развитых странах

Аналитики полагают, что ежегодно потребление стрейч-пленки в Российской Федерации увеличивается на 15% (этот показатель выше аналогичных в странах Европы более чем в 2 раза). В то же время на каждого россиянина приходится этого упаковочного материала значительно меньше, чем в других странах. Так, в России этот показатель составляет 0,2 кг, в европейских государствах — в среднем 1 кг (производители стрейч-пленки считают это отставание плюсом: у рынка этого материала есть большие возможности для роста). Но, несмотря на эту серьезную разницу в показателях, ежегодная потребность общего рынка СНГ составляет десятки тысяч тонн.

Первоначально Россия стрейч-пленку только ввозила, и собственного производства практически не было. На данный момент в РФ существуют крупные компании, выпускающие этот упаковочный материал, но доля импорта по-прежнему велика.

В целом рынок стрейч-пленок в России специалисты оценивают как динамично развивающийся. После кризиса 1998 года отечественные производители начали самостоятельно осваивать выпуск этого упаковочного материала. Сначала стрейч-пленка производилась практически только на импортном оборудовании, сейчас российские производители работают и на отечественном производственном оборудовании, то же можно сказать о сырье и рецептурах. При этом потребности российского рынка в стрейч-пленке не удовлетворяются в полной мере.

В основном отечественная стрец-пленка производится в центральной части России и в мегаполисах. Среди крупных производителей ПЭ стрейч-пленки можно назвать фирмы «Регент» (cast-метод) и «Пластмодерн» (cast и рукавный метод), здесь данный упаковочный материал производят на дорогостоящем высокопроизводительном оборудовании. Специалисты отмечают, что эти две компании в большой мере удовлетворяют спрос в центральных регионах России и Украины. В остальной части страны наметилась тенденция к увеличению количества небольших фирм, производящих стрейч-пленку рукавным методом. Качество их продукции сопоставимо и с экспортными аналогами, и с пленкой, выпускаемой на крупном отечественном производстве.

Спрос на стрейч-пленку отечественного производства существует в пищевом производстве и в компаниях, производящих напитки. Отечественная пленка, по мнению специалистов, не уступает по качеству импортной, но ее стоимость ниже. Аналитики также отмечают, что гибкость производства отечественных компаний. Эта особенность производства позволяет выпускать стрейч-пленку любых размеров по заказу покупателя и сокращать сроки поставок.

Если говорить об утилизации этого продукта, то можно сказать, что после использования он может быть направлен на вторичную переработку, в менее экологичном и экономически выгодном случае — сожжен в котельных или на мусоросжигательных заводах.