Нижегородстат подвел итоги промпроизводства в Нижегородской области за первое полугодие. Ведомство зафиксировало увеличение объемов отгрузки на предприятиях химпрома и автопрома, а в металлургии и нефтехимии, напротив, наметился спад. Рост в химическом секторе, по мнению аналитиков, обеспечило крупнейшее предприятие региона в этой отрасли — производитель ПВХ «Русвинил». 

По данным Нижегородстата, индекс промышленного производства (ИПП) в Нижегородской области в первом полугодии 2016 года составил 101,2%. Объем отгрузки по полному кругу предприятий вырос до 529,8 млрд руб. Выработка у ресурсоснабжающих компаний в денежном выражении составила 48,7 млрд руб., что на 11,9% больше, чем за шесть месяцев 2015 года. В сопоставимых ценах индекс промпроизводства опустился до 99,8%.

Основные для экономики региона обрабатывающие предприятия за это время отгрузили продукции на 480 млрд руб., что на 0,6% больше, чем за аналогичный период 2015 года. ИПП в сопоставимых ценах в этой сфере составил 101,4%. При этом наибольший рост по объемам отгрузки продемонстрировала химическая промышленность. Предприятия этого сектора отгрузили продукции на 44,5% больше, чем за шесть месяцев 2015 года — на 46,3 млрд руб. (ИПП 112,4%). Темп роста в производстве транспортных средств и оборудования составил 15,2%, ИПП — 102,3%. Предприятия отрасли произвели товаров на 72,8 млрд руб.

Отрицательная динамика, по данным Нижегородстата, зафиксирована у металлургических предприятий, а также в производстве кокса и нефтепродуктов. Металлурги за полугодие отгрузили продукции на 90,2 млрд руб. — на 12% меньше, чем в январе-июне 2015 года (ИПП 84,4%), производители нефтепродуктов — на 14% меньше (ИПП 103,1%, данные об объемах не раскрываются. — „Ъ“).

В министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области результаты производства называют «неплохими». ­«ИПП в Нижегородской области выше, чем в среднем по России, где показатель составил только 100,4%. Тем не менее, по итогам года темпы роста производства должны увеличиться, в том числе за счет металлургии, увеличения объемов отгрузки на „Лукойле“, сохранения положительной динамики в нефтехимической отрасли в целом», — ­полагают в министерстве.

Главный редактор информационно-аналитического портала Rupec Андрей Костин говорит, что серьезным ростом химический комплекс Нижегородской области обязан «Русвинилу», который запустил производство в конце 2014 года и в первом полугодии 2015 года только выходил на проектные мощности, а теперь работает с полной загрузкой. По мнению аналитика даже негативная ситуация на других химических предприятиях региона не существенно повлияла на показатели всей отрасли, поскольку их объемы производства несопоставимы с «Русвинилом». ­Также Андрей Костин добавляет, что на руку отрасли играет увеличение производства гликолей на дзержинском «СИБУР-Нефтехиме».

Рост в химпроизводстве составил по всей стране 3–6%, и обеспечили его проекты, которые удалось запустить до кризиса, то есть в Нижегородской области динамика существенно лучше. Тем не менее, на конец года аналитик прогнозирует замедление темпов роста, которое будет обусловлено сравнением новых данных с достаточно высокой базой первого полугодия.

Рост в производстве транспортных средств обусловлен положительной динамикой на Горьковском автозаводе. По информации АЕБ, за первое полугодие дилеры «Группы ГАЗ» реализовали 24,8 тыс. легких коммерческих грузовиков, что на 6% больше, чем за шесть месяцев 2015 года. В то время как по итогам прошлого года АЕБ фиксировала снижение продаж LCV ГАЗа на 26% по сравнению с 2014 годом (общий объем — 51,19 тыс. автомобилей). Поскольку предприятие фактически продает машины с конвейера, а не работает на склад, то показатели продаж отражают ситуацию в производстве. «По нашим данным, рынок LCV в РФ за первое полугодие вырос примерно на 2%. Продажи ГАЗа в первом полугодии выросли больше рынка за счет выпуска новых продуктов семейства Next», — комментируют результаты в «Группе ГАЗ». Аналитик «ВТБ-Капитал» Андрей Беспалов говорит, что результаты производителей коммерческого транспорта до конца года будут зависеть от деловой активности, которая влияет на спрос на LCV. «Ситуация в экономике стабилизировалась, если не будет никаких изменений до конца года, то тенденция на восстановление рынка коммерческого транспорта продолжится. По итогам года рост может достичь 10%», — отмечает господин Беспалов.

На результатах производства нефтепродуктов, по мнению Андрея Костина, сказалась оптимизация загрузки предприятий, которая началась еще в прошлом году. Это связано со снижением цен на кокс и мазуты, стоимость которых напрямую зависит от цен на нефть, которая дешевеет. Кроме того, на падение доходов от продажи кокса и мазута, а, следовательно, на объемы отгрузки в денежном выражении, влияет снижение курса доллара по сравнению с прошлым годом, когда эта же продукция в рублевом эквиваленте стоила дороже. В следующем году из-за введения 100%-го коэффициента экспортной пошлины тенденции в отрасли также могут быть отрицательными.