Предприятие Eriks GmbH в городе Билефельд, являющееся признанным поставщиком высокоспециализированных уплотнителей для всех отраслей технологий, использует эластомер из гидрированного бутадиен-нитрильного каучука Therban в прокладках для работающих на природном газе автомобилей крупнейших европейских производителей. Этот масло- и озоностойкий высокопроизводительный материал компании LANXESS, одного из лидеров мирового рынка синтетических каучуков, используется вместо фторэластомеров (имеющих более высокую стоимость при сравнимых показателях) в композитных материалах на волоконной основе для баллонов со сжатым газом производства Xperion Alpha Composites GmbH в г. Касселе. Разработка подобной продукции стала возможной благодаря необычайно тесному сотрудничеству между поставщиком систем Eriks и LANXESS, что, к примеру, позволило быстро обеспечить оптимальный баланс между эластичностью при низких температурах и высокой сопротивляемостью к набуханию вулканизата в неполярных средах.

Автомобили на природном газе — экономичная альтернатива автомобилям на дизельном топливе и бензине в периоды роста цен на нефть благодаря значительно меньшим налоговым ставкам на топливо из сжатого и сжиженного природного газа (CNG и LNG). Эти автомобили также наносят меньший вред окружающей среде, чем автомобили на «обычном» топливе. При сгорании природного газа образуется намного меньше CO2 и угарного газа. Кроме того, выхлопные газы автомобилей, работающих на природном газе, вообще не содержат мелких частиц пыли и содержат значительно меньше оксида азота, чем выхлопные газы автомобилей, работающих на дизельном топливе.

«Надо отметить, что разработка автомобилей, работающих на природном газе, ставит перед производителями новые сложные задачи, — отмечает Оливер Липс (Oliver Lips), руководитель службы информации и продаж отдела Технологий уплотнений компании Eriks. – При заправке автомобилей, работающих на сжатом газе – где природный газ подается в бак под давлением примерно 200 Бар – по физическим причинам клапаны мгновенно охлаждаются, что приводит к тому, что уплотнители, сделанные из обычного каучука, сжимаются и затвердевают». В результате уплотнитель прекращает выполнять свою функцию и по автомобилю распространяется неприятный запах природного газа. Даже многие фторкаучуки, использующиеся как универсальное средство решения сложных проблем, связанных с каучуком, не выдерживают необходимый уровень качества – при температурах стеклования на уровне около минус 20 C они слишком быстро становятся хрупкими. На рынке предлагаются фторэластомеры специального класса для низких температур, но обычно они более дороги и плохо поддаются обработке.

«Мы нашли решение этой проблемы благодаря эластомеру из гидрированного бутадиен-нитрильного каучука Therban компании LANXESS», — говорит Липс. Этот синтетический каучук имеет достаточную эксплуатационную устойчивость к неполярным средам, таким как природный газ, и гораздо большую эластичность при низкой температуре -40°C по сравнению с фторкаучуками. Применение Therban также удовлетворяет другим требованиям, предъявляемым Евростандартом R 110 к материалам уплотнителей в баках со сжатым природным газом. Его изменение объема после 72 часов нахождения в н-пентане значительно ниже установленного максимума в 20% (и значительно ниже 5% даже после повторной сушки). Удлинение при разрыве после 168 часов работы при максимальной рабочей температуре находится в допустимых пределах между +10 и -30%; после 120 часов контакта с обогащенным озоном воздухом трещины не выявлены.

«Требовалось совместить отличные свойства уплотнения в условиях низких температур с устойчивостью к воздействию природного газа под давлением в баллонах Xperion, — говорит д-р Маттиас Зоддеманн (Matthias Soddemann), специалист по эластомерам подразделения Технических резиновых изделий концерна LANXESS. — При увеличении содержания акрилонитрила (ACN) повышается устойчивость к набуханию гидрированных бутадиен-нитрильных эластомеров. Однако при этом они теряют эластичность в условиях низких температур. Нужно было найти оптимальный баланс, тщательно отбирая подходящий сорт Therban и правильные соотношения в смеси. И здесь мы смогли предоставить компании Eriks необходимые консультации».

Поскольку эксперты LANXESS работали в непосредственном контакте с инженерами Eriks, и, следовательно с поставщиком компонентов тоже, они смогли максимально эффективно использовать свой опыт в данной области и выработать оптимальное решение быстрее и точнее, чем обычно. Оливер Липс также считает, что тесное сотрудничество стало предпосылкой успеха. «Производители комплектного оборудования одобрили новый уплотнитель и без колебаний включили Therban в свои технические условия. В конечном счете, мы можем предложить применение Therban по цене, значительно более низкой, чем в случае использования низкотемпературных фторэластомеров».

Источник: Пресс-служба LANXESS