Более 10 трлн руб. планируют выделить власти на реализацию стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области до 2035 года. Авторы стратегии обещают, что уже к 2025 году столица закончит так называемый инфраструктурный бум в отрасли, завершив основные стройки. Помимо строительства автодорог, метро и развития пригородного железнодорожного сообщения документ предусматривает увеличение парка электромобилей в сто раз и «адаптацию налогового законодательства» для их владельцев, введение «экологических зон» для машин, а также единую систему шеринга средств индивидуальной мобильности (СИМ) для двух регионов. Подчеркивается, что пользование автомобилями ограничат «благодаря повышению привлекательности общественного транспорта». Средний интервал движения пригородных поездов, например, должен быть сокращен с 5,3 до 4 минут, на МЦД — до 2,5 минуты.
Проект стратегии разрабатывался с 2019 года по решению координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Подмосковья (возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, участвуют глава Минтранса Виталий Савельев, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев) и был представлен в декабре 2021 года. На днях Минтранс сообщил, что документ утвержден. “Ъ” ознакомился с материалами, опубликованными на сайте «Дирекции Московского транспортного узла» — заказчика стратегии.
Москва и Подмосковье, напомним, согласовывают развитие инфраструктуры с 2011 года, для того чтобы обеспечить бесперебойное движение автомобилей и общественного транспорта между регионами, исключив (или минимизировав) образование заторов или неудобств для пассажиров. Единая программа развития транспортного комплекса регионов на 2013–2020 годы предусматривала выделение более 6,4 трлн руб. на развитие железных и автомобильных дорог, метро, общественного и воздушного транспорта, строительство транспортно-пересадочных узлов и т. д.
На реализацию новой стратегии потребуется уже 10,1 трлн руб., из них 1,4 трлн руб. поступит из федерального бюджета, 3,9 трлн руб.— из бюджетов регионов, остальное — из внебюджетных источников, включая АО РЖД и участников концессий.
59% средств направляется на автодорожное строительство. Речь идет, судя по презентации, о таких проектах, как трасса М-12 Москва—Казань, московские хорды и рокада, новые подмосковные дороги. В общей сложности в 2019–2035 годах планируется построить около 6,8 тыс. км улиц и дорог в Москве и области. 16% средств направят на строительство метро: общая протяженность новых линий в столичном регионе должна увеличиться на 187 км по сравнению с 2019 годом (взят в качестве базового ориентира). Сейчас протяженность линий подземки составляет 428,5 км. К 2025 году, ожидают авторы стратегии, Москва закончит так называемый инфраструктурный бум: завершатся основные стройки, после чего город будет тратить деньги на содержание объектов. Деньги в подмосковную инфраструктуру будут вкладываться вплоть до 2030 года.
Помимо капитальных затрат стратегия предусматривает и мероприятия, которые повлияют на жизнь автомобилистов. Власти собираются делать ставку на электромобили: долю личных машин с электрическим двигателем предполагается довести до 15% в общем парке.
Сейчас, по данным ГИБДД на 2020 год, в Москве и области зарегистрировано около 9,5 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями (в том числе гибридов), или 0,14% от общего количества. Для обеспечения работы таких транспортных средств будет значительно увеличено число зарядных станций и проведена «адаптация налогового законодательства» (не уточняется, в чем она будет заключаться).
В стратегии закладываются также «мероприятия по постепенному переключению с личного автомобильного транспорта на электромобили» и созданию для транспорта «экологических зон». Впрочем, о чем конкретно речь, выяснить так и не удалось: «Дирекция Московского транспортного узла» вчера не предоставила комментарии. Скорее всего, речь идет о зонах, куда запрещено проезжать автомобилям с грязным выхлопом (двигатели стандарта «Евро-3» и ниже) — проект таких зон обсуждался в Москве и Санкт-Петербурге несколько лет назад, но реализован так и не был.
С 11% до 8% от общего потока транспорта планируется сократить долю грузовиков, перемещающихся по столице в дневное время, а также освободить «центр агломерации от транзитных потоков, не имеющих отношения к обеспечению Москвы и Московской области». В части обеспечения безопасности дорожного движения планируется перенять опыт шведской программы Vision Zero по снижению аварийности, в частности будут приняты меры по «успокоению движения» за счет сужения проезжей части, частичного мощения дороги, искривления проезжей части и установки «лежачих полицейских».
«Мероприятия, заложенные в стратегии, имеют цель — ограничение пользования автомобилями благодаря повышению привлекательности общественного транспорта»,— подчеркивают авторы документа.
К 2035 году 89% населения Москвы и области должны добираться до ближайшей станции метро, МЦД или электрички максимум за 20 минут на наземном транспорте или пешком даже в час пик (сейчас эта доля составляет около 75%). Средний интервал движения пригородных поездов должен быть сокращен с 5,3 до 4 минут, на МЦД он должен в перспективе сократится до 2,5 минуты. В рамках популяризации электросамокатов и велосипедов планируется нарастить протяженность велодорожек (в том числе в Новой Москве, и провести их к коттеджным поселкам), а также запустить сервис аренды СИМ посредством биометрии и ввести единую систему шеринга для двух регионов.
Основная цель стратегии — синхронизация действий Москвы, Подмосковья, РЖД и Минтранса в части реализации инфраструктурных проектов, пояснил директор НИИ экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. «Например, чтобы вылетные федеральные магистрали стыковались с региональной областной сетью,— говорит он.— Переговоры по некоторым позициям, по моим данным, шли три года, теперь договоренность закреплена в бумаге». Все остальное Михаил Блинкин считает «лирикой» и «лозунгами». В частности, говорит он, для наращивания доли электромобилей до 15% в общем парке сначала нужно решить проблему с утилизацией литийионных батарей.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает заложенные в стратегии планы «абсолютно невыполнимыми». «Полностью отсутствует необходимая для зарядки инфраструктура, ее строительство обойдется в миллиарды долларов,— считает он.— Строительство зарядок в Москве ограничивается еще и нехваткой мощностей для подключения». Эксперт считает, что прирост парка может даже застопориться, так как ввоз импортных электромобилей в Россию теперь облагается серьезными пошлинами. «Кроме того, электромобили как технология вполне могут к 2035 году стать архаичными: мир стремительно движется в сторону водородной экономики»,— уточнил Антон Шапарин.
Увеличить долю населения, которая сможет добираться за 20 минут до ближайшей станции метро или электрички, вполне реально, полагает глава Союза пассажиров России Кирилл Янков, в Москве этот показатель почти везде достигнут, а в Подмосковье почти нет городов, где не было бы железной дороги. А вот достичь интервала 2,5 минуты для движения поездов пригородного сообщения, считает он, будет сложно: время входа-выхода пассажиров на станциях может превышать 2–2,5 минуты.