К 2025 г. грузопоток Северного морского пути возрастет в 10 раз, «наша задача – сделать его глобальной конкурентной транзитной артерией», рассказывал президент Владимир Путин Федеральному собранию незадолго до своего переизбрания. Помочь в этом Путину пообещал 1 апреля этого года главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин – к 2030 г. отправлять Севморпутем по 100 млн т нефти в год.
Но делать это «Роснефть» готова с помощью бюджета. Чтобы к 2025 г. доставлять через Северный Ледовитый океан нефть в Европу и Азию, «Роснефти» и участвующему в проекте «Нефтегазхолдингу» Эдуарда Худайнатова нужны крупные налоговые льготы, рассказали «Ведомостям» девять человек, шесть из которых – федеральные чиновники, а также консультант и два собеседника, близкие к одной из этих компаний. Они готовы создать единый арктический кластер из четырех месторождений с общими ресурсами 1,9 млрд т нефти – принадлежащих «Роснефти» Тагульского, Сузунского, Лодочного месторождений и Пайяхского месторождения «Нефтегазхолдинга». Компании хотят связать их нефтепроводом и построить за счет государства порт, из которого будет отправляться Северным морским путем до 100 млн т нефти в год, говорят несколько собеседников. О таком проекте писала ранее газета «Коммерсантъ».
С просьбой о льготах компании обратились к Путину весной, тот одобрил поддержку их совместного проекта, рассказывают четыре собеседника. «Поручил проработать механизмы», – говорит еще один чиновник. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопросы, но ранее заявлял, что Кремль не комментирует внутреннюю переписку.
Все собеседники утверждают, что компании просили льгот по НДПИ, но рассказывают о разных вариантах. Один из чиновников говорит, что «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» попросили снизить НДПИ на всех их месторождениях, обязуясь высвободившуюся сумму инвестировать в разработку арктического кластера. Другой чиновник и консультант одной из этих компаний рассказывают, что в правительстве рассматривается законопроект о снижении НДПИ на 85% для новых месторождений кластера. Трое собеседников говорят, что прорабатывается возможность обнулить НДПИ и налог на прибыль для этих месторождений, пока совместное предприятие не выйдет на внутреннюю норму доходности 17,3%. Обсуждаются все три варианта, подытоживает один из чиновников.
Первоначальные инвестиции в проект и начало добычи нефти должны составить $10 млрд, говорят два источника. В октябре 2018 г. Худайнатов рассказывал, что для получения первой нефти на Пайяхском месторождении требуется $5,2 млрд, и заявлял, что все еще ищет стратегического партнера в проект.
Во сколько обойдется бюджету освобождение Тагульского, Сузунского, Лодочного и Пайяхского месторождений от НДПИ и налога на прибыль, собеседники не говорят. Подсчитать это не берутся и опрошенные аналитики.
Несмотря на то что компании уже предложили снизить налоговую нагрузку, совместное предприятие «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» еще не создано. Рассматриваются различные варианты – с привлечением финансового партнера и без него, рассказывают два человека, участвующих в обсуждении. Один из них говорит, что российские компании уже предлагали китайским крупным нефтяным компаниям участвовать в создании кластера, но «особого интереса они не проявили». О каких компаниях идет речь, собеседник не говорит.
Представители «Роснефти», «Нефтегазхолдинга», Минэнерго, Минфина и курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака не ответили на вопросы.
«Роснефти» не впервой просить и получать льготы. Так, в конце 2017 г. компания заключила сделку с Минфином – за 10 лет она сэкономит на НДПИ 350 млрд руб. с добычи на сильно обводненном (на 96%) Самотлорском месторождении, она пообещала инвестировать эти деньги в его развитие. С 2018 г. компании удалось замедлить падение добычи нефти с 4 до 0,4% в год, для этого она увеличила инвестиции на 40% до 64 млрд руб. в год. В конце 2018 г. «Роснефть» попросила у Путина льгот на Приобское месторождение (обводненность выше 90%) – пока этот вопрос обсуждается.
Проекты хорошие, но в инфраструктуру на месторождениях Восточной Сибири нужно инвестировать, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: «Хороший пример – Ванкор, который получил льготы по экспортной пошлине и выстрелил».
Для стимулирования разработки арктических проектов требуется господдержка в виде налоговых льгот и строительства инфраструктуры – это касается не только «Роснефти», но и, например, СПГ-проектов «Новатэка», рассуждает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Налогообложение нефтяной отрасли не учитывает финансовый результат (такая реформа только начинается), – говорит он. – Сейчас, когда Россия скована соглашением ОПЕК+, необходимость в развитии арктических проектов может быть неочевидна, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе об увеличении добычи думает не только Россия, но и ОАЭ, Ирак и Кувейт». В России, кроме Арктики и трудноизвлекаемой нефти, точек роста добычи практически нет, уверен эксперт.
Основная нагрузка по льготам ляжет на федеральный бюджет, в который поступают доходы от НДПИ, говорит главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. $10 млрд, или 600 млрд руб., – это дополнительные доходы бюджета от повышения НДС в 2019 г., замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Увеличение займов, чтобы возместить выпадающие доходы, приведет к росту цены нефти, при которой бюджет сбалансирован, с $50 до $55, подсчитала она, это создает финансовые риски. Власти повысили налоги на всю экономику, что привело к ее замедлению, а теперь обсуждают льготы нефтяникам, удивляется Орлова.
Нефтяная отрасль не самая нуждающаяся и недофинансированная, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Сейчас она генерирует основную прибыль в экономике, согласна директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, и странно, что именно нефтяники стоят первыми в очереди за льготами. В нынешних экономических условиях освоение Арктики точно не самое главное в развитии страны, заключает Зубаревич, это решение геополитических, а не социально-экономических задач.