Крупнейшая российская нефтекомпания Роснефть вновь увеличила на 1-2 года сроки реализации проектов глубокой переработки сырья на четырех своих НПЗ, сообщили Рейтер три источника в отрасли.

Новая задержка запуска строящихся комплексов гидрокрекинга выльется для компании в дополнительный период вынужденного экспорта тёмных нефтепродуктов этих НПЗ с уплатой таможенной пошлины в размере нефтяной вместо превращения тяжелых остатков в премиальные виды топлива, на которые пошлина втрое ниже.

Роснефть отказалась от комментариев.

Источники сообщили, что срок завершения строительно-монтажных работ на установках гидрокрекинга вакуумного газойля (ВГО) на Туапсинском, Новокуйбышевском и Комсомольском НПЗ Роснефть отложила на третий квартал 2020 года, а завершение пусконаладочных работ и начало производства продукции - на первое полугодие 2021 года.

На Ачинском НПЗ строительство гидрокрекинга сейчас планируется закончить к концу 2021 года, а в начале 2022 года осуществить его пусконаладку и ввод в эксплуатацию.

Реализация перечисленных проектов началась еще в 2012-2014 годах. Два года назад Роснефть планировала выйти на этап пусконаладки по указанным установкам в 2019 году.

Кроме того, с 2019 года на 2020-й перенесен срок реконструкции установки гидрокрекинга на НПЗ Уфанефтехим, выведенной из строя в результате пожара в 2016 году.

Перечисленные установки глубокой переработки на первых четырех НПЗ являются наиболее крупными среди реализуемых в настоящее время проектов в программе модернизации НПЗ Роснефти. Комплексы находятся в высокой степени готовности: по словам источников, более чем на 90 процентов закуплено оборудование, уже выполнена большая часть работ по его монтажу.

Для туапсинского комплекса гидрокрекинга оборудование закуплено на 100 процентов, строительство непосредственно крекинга выполнено почти на 90 процентов, установки производства водорода и серы готовы примерно на 60 и 50 процентов соответственно.

Вероятность соблюдения Роснефтью нового графика источники в отрасли на этот раз считают достаточно высокой, так как, по их данным, госкомпания сейчас выделяет необходимое финансирование в полном объеме.

Роснефть планировала вложить в модернизацию своих НПЗ до 2025 года порядка 1 триллиона рублей, говорил представитель компании в конце 2017 года.

Ввод в работу достраиваемых четырех гидрокрекингов на НПЗ Роснефти более чем в полтора раза увеличит суммарную мощность гидрокрекинга на заводах РФ.

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Мощность установки гидрокрекинга ВГО на Туапсинском НПЗ составляет 4 миллиона тонн в год, установки на Новокуйбышевском, Комсомольском и Ачинском НПЗ имеют мощность по 2 миллиона тонн в год.

Таким образом, с запуском четырех гидрокрекингов Роснефть сможет снизить на 10 миллионов тонн годовой выпуск ВГО, который сейчас экспортируется с уплатой вывозной таможенной пошлины в размере нефтяной, из-за чего снижаются показатели эффективности переработки нефти на данных НПЗ.

Гидрокрекинг позволяет выпускать премиальные по отношению к стоимости сырья продукты, в первую очередь дизтопливо стандарта Евро-5. Помимо этого сумма пошлин на корзину продуктов гидрокрекинга более чем вдвое ниже пошлины на ВГО.

Еще в 2014 году проекты строительства установок гидрокрекинга на перечисленных НПЗ планировалось завершить к 2017 году, с которого в рамках налогового маневра экспортная пошлина на темные продукты повышена до 100 процентов от нефтяной.

Если бы Роснефти удалось соблюсти сроки, в 2017 году переработка 10 миллионов тонн ВГО только на диспаритете пошлин на сырье и продукты гидрокрекинга позволила бы компании сэкономить около $0,4 миллиарда, в 2018-м - $0,7 миллиарда, не считая дополнительной прибыли от более высокой цены при реализации премиальных видов топлива, показал расчёт Рейтер.

Новые комплексы позволят выпускать до 6 миллионов тонн дизельного топлива, пошлина на которое составляет лишь 30 процентов от нефтяной. На установках будет вырабатываться также до 2 миллионов тонн гидроочищенной нафты, керосиновой фракции, сжиженных газов, пошлины на которые также существенно меньше нефтяной.

После обнуления в рамках налогового маневра экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с 2024 года наращивание процессов глубокой переработки сохраняет актуальность, поскольку выход светлых продуктов будет определять размер государственной субсидии нефтепереработчикам - возвратного акциза на нефтяное сырье.