Согласно транспортной стратегии РФ, доля российского автопарка, работающего на альтернативных видах топлива (и в первую очередь – на газомоторном топливе (ГМТ), должна вырасти к 2030 году до 24%. Одновременно правительство стимулирует развитие сегмента ГМТ через дополнительные программы. Специалисты CREON Group попросили экспертов рынка оценить реализацию этих программ и перспективы развития газомоторной отрасли.

Российское государство активно стимулирует перевод части автопарка на ГМТ. Так, в марте 2020 г. Михаил Мишустин утвердил постановление Правительства РФ о внесении изменений в госпрограмму «Развитие энергетики», дополненную подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива». Цели подпрограммы – рост потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе. На реализацию этих целей федеральный бюджет РФ выделит с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. 19,29 млрд рублей.

Ожидается, что по итогам 2024 г. парк техники на природном газе увеличится на 40 000 единиц, а объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в России увеличится до 2,7 млрд куб. м. Для сравнения, на сегодняшний день общая производительность газозаправочной сети «Газпром» составляет около 2,3 млрд куб. м природного газа в год. Одновременно число стационарных заправочных станций ГМТ должно увеличиться в два с половиной раза, до 1 273 единиц. Сейчас на территории России действует 484 станции, 329 из них принадлежат «Газпрому».

Субсидии для инвесторов в ГМТ

С 2019 г. для предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по строительству КриоАЗС и АГНКС, действует программа государственной поддержки, которая предполагает возмещающие субсидии в размере 25-40% затрат на строительство, но не более 40 млн рублей, что позволяет сократить срок окупаемости проектов.

Согласно планам Минэнерго, за 2020 год в России должны запустить 110 новых метановых заправок в 27 регионах, определенных ведомством как приоритетные для развития рынка газомоторного топлива[1]. «Все регионы располагаются вдоль ключевых федеральных трасс страны, в них уже имеется базовая газозаправочная инфраструктура. Такой подход позволит эффективно покрыть газозаправочной сетью европейскую часть России и сформировать газомоторные коридоры», — считает генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин.

В частности, на Воронежскую область в 2019 г. из средств федерального бюджета было выделено 160 млн рублей, регион должен построить 20 метановых заправок к 2024 г. Поскольку программа предполагает использование метана не только коммунальной техникой, пассажирским транспортом в пределах населенных пунктов, но и грузовой техникой, то АГНКС будут строиться и в городах, и на трассах.

Участники рынка считают, что выделяемые субсидии недостаточны для строительства газовых станций. «На 40 млн рублей можно построить АГЗС, но этой суммы не хватит на запуск АГНКС или СПГ-станции. Кроме того, получить эти субсидии сложно, поскольку срок действия документов ограничен, - комментирует региональный застройщик. - Мы пытались получить субсидирование на строительство стационарной АГНКС 40 млн руб.».

Тем не менее все опрошенные компании сходятся во мнении, что Россия имеет все предпосылки для успешной реализации программы развития рынка газомоторного топлива. Этому способствуют и обширные запасы природного газа, и его низкая стоимость, и развитая сеть газопроводов. Но для этого необходимы существенные частные инвестиции. Без дополнительных вливаний, для которых основой привлекательности послужит вопрос ценообразования на природный газ, российскому рынку ГМТ не обойтись.

«Правительство РФ поддерживает цели ООН по защите климата, и все больше российских компаний обращают внимание на свой «экологический след», который можно существенно улучшить благодаря ГМТ», – считает Флориан Виллерсзхаузен, директор по развитию CREON Group. «Автомобили на ГМТ выделяют на 10-25% меньше CO2 даже без использования биотоплива. Однако помимо экономических стимулов нужны и практические – в виде расширения инфраструктуры. Экологически чистые технологии не смогут совершить прорыв, если инвестиционные затраты потребителей будут слишком высокими», – подчеркнул эксперт.

[1]Список приоритетных регионов: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.

Мария Дыменко, Алина Ильичева