НАК «Нафтогаз Украины» направила в стокгольмский арбитраж новый иск к «Газпрому» на $12,2 млрд, сообщил 2 ноября исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко. Иск был передан в суд буквально через несколько дней после переговоров представителей Украины, России и ЕС о продлении транзита газа через Украину с 2020 г. На них российская делегация в очередной раз подчеркнула необходимость обнуления судебных претензий между «Газпромом» и «Нафтогазом» как обязательной части переговорного процесса о продлении транзита газа через территорию Украины. Но если ранее на мировой публично настаивали преимущественно министр энергетики России Александр Новак и предправления «Газпрома» Алексей Миллер, на этот раз жесткость российской позиции в отношении «нулевого варианта» решил подчеркнуть президент России Владимир Путин. «Надо от этого абсурда избавиться, обнулить все требования с обеих сторон», – заявил он 30 октября во время визита в Венгрию (цитата по kremlin.ru).

На сообщение же о новых требованиях «Нафтогаза» российские чиновники отвечали почти ультиматумом. «Продолжение задействования арбитража, выдвижение каких-то претензий в арбитраже делает фактически невозможным достижение каких-либо договоренностей», – цитирует ТАСС пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. «Это какие-то абсурдные иски, которые не создают хорошей основы, чтобы договариваться на долгосрочной основе, на перспективу, – отметил Новак. – Мы считаем, что нужно вернуться к теме урегулирования на базе «нулевого варианта».

До окончания действующего контракта на транзит российского газа через Украину остается чуть менее двух месяцев. Трехсторонние консультации с участием Еврокомиссии пока ни к какому компромиссу не привели. На последней встрече 28 октября скорее наоборот – разногласия лишь усилились. «Я разочарован ходом переговоров», – сообщил после встречи заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович. Основным камнем преткновения в процессе переговоров остается вопрос обнуления встречных судебных претензий «Нафтогаза» и «Газпрома», на чем настаивает российская сторона.

«Газпром» пока отказывается исполнять и продолжает оспаривать решение стокгольмского арбитража, который в 2018 г. присудил «Нафтогазу» компенсацию в размере $2,6 млрд. Еще около $7 млрд (штраф и пени за неоплату с 2016 г.) с российской компании рассчитывает взыскать Антимонопольный комитет Украины. А вместе с новым иском «Нафтогаза» общая сумма компенсаций, которые Украина рассчитывает получить от «Газпрома», уже превысила $22 млрд. Большая часть претензий в новом иске «Нафтогаза» – $11,8 млрд плюс проценты – рассчитана из требования пересмотреть тариф на транзит по действующему контракту за период с 13 марта 2018 г. и до конца 2019 г. В качестве обоснования размера компенсации Витренко назвал «ускоренную амортизацию» украинской газотранспортной системы в случае прекращения транзита вместе с окончанием действующего контракта: «Если упрощенно, то актив, который мог бы служить 30 лет, мы должны амортизировать за два года, так как затем он не будет использоваться».

Вероятно, за счет нового иска «Нафтогаз» пытается укрепить свою переговорную позицию, предполагает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Насколько это правильная тактика, покажет время. С одной стороны, отказ «Нафтогаза» от всех требований в рамках возможного пакетного соглашения будет выглядеть более весомо, – рассуждает Маринченко. – С другой – слишком резкие движения могут вызвать раздражение Москвы и поставить под угрозу саму возможность проведения предметных переговоров до конца года».

Новый иск «Нафтогаза» может быть серьезной проблемой, соглашается замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач: «Менеджмент «Нафтогаза», который достался новой власти от предшественников, явно работает против урегулирования». Возможность продолжения конструктивных переговоров остается, полагает Гривач, но, «чтобы не допустить развития событий по негативному сценарию», в переговорах более активную позицию необходимо занять представителям ЕС. Новый раунд трехсторонних переговоров предположительно должен состояться в конце ноября, говорил Новак.

Москва все равно будет пытаться договориться, чтобы обеспечить бесперебойный транзит через Украину как минимум в 2020 г., пока «Северный поток – 2» и, возможно, «Турецкий поток» не заработают в полную силу, считает Маринченко: «Основная интрига – удастся ли Украине и ЕС убедить Москву подписать долгосрочный или хотя бы среднесрочный контракт с минимальными контрактными объемами или в итоге будет подписан договор на один год или продлен текущий договор, что крайне невыгодно для «Нафтогаза», пишут Ведомости.