водород

Кризис углеводородной энергетики все заметнее – мировое сообщество, похоже, решило взяться за водородную энергетику всерьез. Тренд на декарбонизацию выводит на первый план водород, который позволяет минимизировать выбросы СО2. Россия является активным экспортером сырья и продукции на зарубежные рынки, и во избежание угроз трансграничных налогов при поставках продукции в Европейский союз нам придется следовать стандарту чистого производства.

Главное здесь – осознание того, что переход на зеленую энергетику неизбежен. Необходим транзит от ископаемого топлива к энергии от ВИЭ, аккумулирование этой энергии в виде водорода в качестве емкого и универсального топлива. Сделав это своевременно, мы сможем создать основу для безуглеродной энергетики и, как следствие, прийти к промышленному производству с высокой научной составляющей.

С принятием в 2020 г. плана развития водородной энергетики до 2024 г. Россия наконец вступила в «большую водородную гонку». Документ предполагает проекты строительства установок, производящих водород без выбросов СО2, создание газовых турбин и железнодорожного транспорта на метано-водородном топливе. Ответственными за водородную революцию государством назначены «Росатом» и «Газпром», которые начинают налаживать процесс генерации водорода в масштабах страны.

Несмотря на замедленную реакцию на водородные тренды, Россия имеет хорошую научную базу в данной области – сказывается советский опыт. Вопрос лишь в стратегии технологического развития. Пока мы используем способ электролиза воды. Он самый чистый, но не слишком эффективный. Другой способ – это паровая конверсия метана, запасы которого в стране огромны. Начать можно с него – для отработки технологии транспортировки водорода. Однако паровая конверсия дает значительный углеродный след, поэтому следующим этапом развития должно стать использование высокотемпературного газоохлаждающего реактора. В этом случае используется меньше метана и, таким образом, получается более экологичный водород. У нас есть все для того, чтобы не отстать от лидеров индустрии, а может, и перегнать их. Разработать генератор водорода с минимальным выбросом CO2 мы можем – «Росатом» для этого уже практически все сделал.

Однако ничего не получится и без развития логистики – потребуется разработать и производить современные баллоны для перевозки водорода, спроектировать пути транспортировки, определить, кто будет первичным пользователем. Нужен четкий план действий с перспективой на 5–10 лет, и важно не потерять время. У нас есть возможности «догнать и перегнать», но пока нет жесткой мотивации. С введением пошлин она еще как появится. К тому же кроме кнута есть и пряник: согласно «Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы», опубликованной ЕС в этом году, уже к 2030 г. потребуется 40 ГВт электролизеров для экспорта в Евросоюз из соседних стран, в том числе из России, пишут Ведомости.

Важно понимать, что водородное топливо – это не новинка. Мы используем его в космосе, химической промышленности и других отраслях, но в незначительных объемах. Водород – это инструмент, который позволяет аккумулировать электрическую чистую возобновляемую энергию. Для широкой общественности развитие водородной энергетики будет заметно на транспортных средствах, оно уже влияет на индустрию электромобилей. Водородные автомобили – это тоже электромобили, и именно они смогут поддержать тренд на снижение выбросов CO2. Если Европа уже переходит на аккумуляторные батареи, то следующий шаг – это именно водород: вместо больших аккумуляторных батарей в зеленой энергетике будут использоваться электролизеры. В моменты спада потребления электроэнергии ее будут накапливать, преобразовывая излишки в водород. Использование водорода в качестве топлива очень важно в первую очередь для транспортных средств с большим пробегом – от 500 до 1000 км на одной заправке. Это прежде всего магистральные грузовики и автобусы, а также электровозы и маневровые тепловозы, работающие на неэлектрифицированных участках дорог.

Перемены необходимы – все факты налицо. И Россия, похоже, решила не выбирать собственный особый путь энергетической революции, логично отдав предпочтение водороду. Но важно, чтобы правительственные инициативы не остались лишь на бумаге. Поддержка частных компаний, работающих с экологической тематикой, позволит стимулировать переход на водородную энергетику не «сверху», а естественным образом. Ведь только комплексные меры помогут изменить рынок, позволив избежать роли энергетического аутсайдера и экологического диссидента.