Статистика знает все…

В структуре промышленного производства в 2000 году доля химической и нефтехимической отрасли составляла 6,5%. Отрасль сегодня объединяет более 6100 предприятий, 95 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов. Численность работающих составляет 807 тыс человек.

На предприятиях химической и нефтехимической промышленности сосредоточено 8% основных фондов, обеспечивающих более 7% налоговых платежей в консолидированный бюджет и 6% общероссийского объема валютной выручки. Сегодня это самый динамично развивающийся сегмент экономики: за 1997-2000 годы объемы производства увеличились на 31,24%, составив 263 млрд рублей, в то время как объем производства по промышленности в целом вырос всего на 13,94%. По прогнозам экспертов, положительная динамика в ближайшие годы сохранится и к 2005 году прирост объема производства нефтехимической продукции должен составить как минимум 40%.

Между тем, в результате жесточайшего кризиса, наступившего в начале 90-х годов, нефтехимическая отрасль пришла в упадок: производство синтетических смол и пластмасс снизилось с 3,26 до 2, 56 млн т в год, каучуков – с 2, 67 млн т, шин с 78 до 23 млн штук. В целом по выпуску пластмасс, синтетических смол и волокон на душу населения Россия отстает от западных стран в 10-15 раз, а на импорт готовых изделий, изготовленных в значительной мере из российского первичного сырья наша страна тратит ежегодно до 3 млрд долларов.

Являясь базовой отраслью российской экономики, нефтехимической промышленности отводится важнейшая роль в обеспечении экономической и оборонной безопасности страны, росте ее экспортного потенциала, а также решении ряда социальных проблем. Об этом, в частности, шла речь на специальном семинаре, организованном АК «СИБУР» 25 октября.

«Наше» наследство надо ценить

Специалисты считают, что для выхода отрасли из кризиса необходимо решить три ключевые задачи:

  • восстановить объемы производства до уровня 1990-го года;
  • повысить уровень потребления собственной нефтехимической продукции;
  • обеспечить производство готовых продуктов высших стадий нефтехимического передела.

От СССР Россия унаследовала три полномасштабных комплекса: производственно-технологический, научный и образовательный. Однако сегодня мы оказались в ситуации, когда утрачен ряд ценных производств, а более половины готовой продукции не соответствует мировым стандартам. По мнению экспертов, так произошло, прежде всего, потому, что строившиеся в советское время производственно-технологические системы были рассчитаны в основном на административно-командный стиль управления с горизонтальной интеграцией ее участников. Несостоятельность подобной структуры стала очевидна после развала Советского Союза и крушения налаженных связей между технологически взаимозависимыми предприятиями, оказавшимися в руках разных собственников.

Вместе с тем, сама по себе форма собственности ничего не решает, если отсутствует набор обязательных условий, при которых экономика может развиваться эффективно. В условиях глобализации вряд ли удастся заново формировать те сегменты, которые были «потеряны» десять лет назад, важнее не растерять сохранившийся интеллектуальный потенциал - высокий уровень НИОКРа и всего образовательного комплекса.

Перед российской экономикой сегодня стоит задача в самые короткие сроки создать технологически взаимосвязанные цепочки производства, объединенные единой системой управления, поскольку, по единодушному мнению специалистов, «за ними будущее, это - единственный путь для российской промышленности, согласующийся с теорией зависимости экономики от технологического фактора».

Формула «их» успеха: сырье, ШФЛУ, реконструкция и вертикальная интеграция

При составлении прогнозов развития отечественной нефтехимии необходимо учитывать существующие в индустриально развитых странах закономерности и тенденции, сформировавшиеся под влиянием таких важнейших факторов, как научно-технический прогресс, изменение цен на сырье и энергию, новые экологические нормативы, а также реконструкции и модернизации предприятий, расширения использования широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).

Развитие сырьевой базы остается сегодня наиболее острой проблемой нефтехимической промышленности. В США, Канаде, Германии, Саудовской Аравии она решается за счет увеличения удельного веса газового сырья – этана, пропана, бутана. Технологии, основанные на переработке природного газа и газового конденсата, позволяют достигать высокой технологичности и экономичности производства, соответствующего к тому же современным нормам экологической безопасности.

Внедрение новых технологий идет в направлениях, обеспечивающих повышение качества продукции, сокращение расхода сырья, уменьшение числа стадий химических процессов. Так, при производстве полипропилена AMOCO, Chisso, Sumitomo используют технологии на основе металлоценовых катализаторов, а при производстве ПВХ компания Hoechst применяет метод эмульсионной полимеризации, снижающий расход винилхлорида на 9%.

Мировая практика показывает, что важным фактором повышения экономичности нефтехимического производства является увеличение средней мощности установок. Так, при производстве полиэтилена оптимальной считается мощность установок 1 млн т в год. Примечательно, что во многих странах нередко имеет место закрытие старых, морально устаревших установок.

В целях сокращения затрат на транспортировку создаются филиалы и совместные предприятия, а логистические схемы учитывают не только факторы размещения рынков сбыта, районов добычи сырья и наличия дешевой энергии, но и оригинальные технологические решения. В частности, объединение на одной площадке установок по получению хлора, винилхлорида и ПВХ снижает энергозатраты на 30%.

В настоящее время существенные изменения происходят в географии развития нефтехимии. К традиционным нефтехимическим районам – США, Западной Европе, Японии – присоединяются Ближний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Стратегической задачей отрасли представляется развитие организационных форм – рост концентрации производства, создание транснациональных и вертикально интегрированных компаний. К примеру, 17% мировых продаж полипропилена приходится сегодня на группу Basell, а на рынке полистирола лидирует Dow Chemical. Интеграция нефтехимических компаний с нефтяными или газовыми предприятиями происходит за счет приобретения активов, строительства новых нефтехимических мощностей и создания сквозных производственно-технологических звеньев.

Вертикально интегрированные компании позволяют осуществлять последовательную многоуровневую переработку исходного сырья, обеспечивая полную загрузку мощностей за счет концентрации огромных материальных ресурсов для разработки, производства и продвижения на рынки новых продуктов, обеспечивая таким образом стратегические интересы государства.

Специалисты уверены, что только таким путем Россия сможет перейти от экспорта за рубеж исключительно первичного сырья к торговле товарами с высокой добавочной стоимостью, что приведет в конечном итоге к достойному возвращению на международный рынок.