Производители шин в РФ, в прежние годы преодолевавшие кризис за счет роста экспорта, сейчас переориентируются на восстанавливающийся внутренний рынок.

Калужский шинный завод Continental планирует в 2017 году году поставить на экспорт не более 13% от общего выпуска против 30% годом ранее, заявил глава завода Георгий Ротов. Топ-менеджер отметил, что калужский завод изначально рассчитывался на покрытие российского спроса, который сейчас растет. При этом г-н Ротов отметил, что экспорт — «дело непростое», а в числе проблем выделил таможенные барьеры, забюрократизированность таможенного регулирования в РФ, жесткие штрафы за ошибки в оформлении или перевозке, а также ведение двойного налогового учета для экспортирующих компаний.

В Continental ситуацию подробно не комментировали. В компании лишь еще раз подчеркнули, что экспорт сократился за счет возросшего спроса на шины на внутреннем рынке за счет роста рынка и реализации отложенного спроса. «Поставки на конвейеры российских автопроизводств выросли пропорционально росту авторынка, новые клиенты в этом году были именно В2В», — пояснили в компании. Производственные мощности завода в Калуге — 4 миллиона шин в год, сейчас он работает примерно на 3–3,5 миллиона шин в год. Сейчас концерн поставляет шины в 25 стран, в частности в Китай и Канаду. Еще в феврале Continental рассчитывала сохранить экспорт на уровне 2016 года, но предусматривала возможность его сокращения с учетом восстановления российской экономики и смещения заказов на внутренний рынок. Тогда же г-н Ротов сообщал, что в этом году компания начнет модернизацию производства для расширения технологических возможностей. В компании эти планы не актуализировали.

Тенденцию переориентирования шинных мощностей на внутренний рынок подтвердил и другой крупный игрок - Nokian. Там рассказали, что в первом полугодии продажи в России и СНГ выросли на 84%, при этом доля экспорта, составлявшая в 2016 году 70% от физического объема выпуска, в январе—июне этого года составила 62%. В компании признают, что снижение доли экспорта происходит за счет прироста доли продаж в РФ. Укрепление рубля способствовало росту покупательской способности населения и позитивно сказалось на спросе, говорят в Nokian. Производственные мощности российского завода концерна во Всеволожске загружены практически полностью. Более того, к концу года компания завершит установку 14-й производственной линии, и предельная мощность завода составит 17 миллионов шин в год (на начало года — 15,5 миллиона шин). Инвестиции в проект составили 83 миллиона евро.

Ранее именно за счет экспорта шинникам удалось пережить экономический кризис и спад внутреннего спроса, и в 2016 году многие игроки даже наращивали производство. В начале этого года отрасль прогнозировала дальнейший рост рынка в надежде на восстановление продаж легковых машин. В Nokian в августе ожидали, что в 2017 году спрос на российском розничном рынке шин может вырасти на 10–15%. В компании отмечали, что экономика РФ в первом полугодии продемонстрировала признаки возвращения к росту после продолжительной рецессии, а рост реального ВВП за весь год может составить 1,5–2%.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что на текущем этапе сильной корреляции между производством автомобилей и шин нет: на фоне сокращения внутреннего производства машин на 7,4% в 2016 году, объем выпуска шин вырос на 6,1%. При этом, добавляет он, рынки автомобилей и шин связаны: в 2016 году по ним было сокращение на 12 и 6% соответственно. В 2017 году, с одной стороны, восстановление авторынка поддержит рынок шин. С другой стороны, рассуждает эксперт, скажется отложенный спрос: автомобилям, купленным на пике спроса в 2011–2013 годах, нужна плановая замена покрышек, поэтому рынок шин по итогам года покажет рост на уровне 8–11%, пишут colesa.