По официальным данным, для модернизации российской экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до 100 млрд $. В настоящее время в Россию в виде инвестиций поступает не более 5 млрд. $ в год, что составляет менее 1% общих инвестиций в мировые развивающиеся рынки. Весьма незначительны объемы капиталовложений в российский ТЭК. Это связано с чрезвычайно высоким инвестиционным риском. В результате – Россия проигрывает в конкурентоспособности таким регионам, как Западная Африка, Мексика или Азия.

Эксперты сходятся во мнении, что в существующих условиях одним из наиболее эффективных методов увеличения финансовых вливаний в освоение российских недр является реализация т.н. «Соглашения о разделе продукции» (СРП). Соответствующий федеральный закон был принят Государственной думой 6 декабря 1995 года. Он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.

Соглашения о разделе продукции успешно применялись для создания стабильной и предсказуемой инвестиционной среды во многих странах мира, что весьма позитивно влияло на объемы крупных капиталовложений. В России перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливается федеральными законами РФ.

Базовые принципы закона об СРП

  • Государство по результатам конкурсов, аукционов или иных условиях, установленных законодательством, заключает с инвестором соглашение о разделе продукции.

  • Добытые углеводороды являются собственностью государства до момента их раздела.

  • Инвестор самостоятельно распоряжается своей долей углеводородов после их раздела с государством.

  • Расчетная цена нефти для целей раздела определяется как средневзвешенная цена нефти за предыдущий месяц на внутреннем и внешнем рынках. Расчетная цена нефти для целей раздела определяется управляющим комитетом и не подлежит корректировке в зависимости от цен фактических сделок. Таким образом, стороны фиксируют расчетную цену, и государство получает причитающие ему доходы вне зависимости от цен сделок инвестора.

  • Государство возмещает затраты инвестора, понесенные им при исполнении соглашения компенсационной продукцией на установленном соглашением предельном уровне, причем инвестор должен документально подтвердить эти затраты

Почему именно СРП?

Стимулирующая роль СРП обусловлена с одной стороны снижением налоговой нагрузки на проекты, что в абсолютном выражении вполне компенсируется увеличением доходов государства за счет расширения объемов производства. С другой стороны, структура платежей в СРП более прогрессивна, т.к. предусматривает в основном платежи с прибыльной продукции, в то время как на условиях действующей налоговой системы сохраняется значительная доля налоговых платежей с валового дохода инвесторов.

По словам главы сахалинского представительства BP Динти Миллера, режим применения СРП определяет четыре главных преимущества этого соглашения. Во-первых, стабильная и предсказуемая инвестиционная среда, позволяющая инвестору извлекать разумную прибыль. Работа в такой среде позволяет осуществлять затраты по проекту настолько близко к технико-экономическому обоснованию, насколько это выполнимо. Во-вторых, это контрактные условия: договорные отношения между инвестором и государством, составляющие основу для создания ясных и законодательно обеспеченных прав и обязанностей сторон. В-третьих, это согласованная система: пакет юридических и финансовых инструментов, регулирующих разведку и добычу нефти и газа в виде самостоятельной законодательной системы. Четвертым принципом Динти Миллер считает объективность: разделение доходов от реализации проекта между инвестором, принявшим на себя риск, и государством происходит на справедливой основе.

Уровень добычи нефти по проектам, уже включенным в перечень, к 2010 году может составить 100 млн. т нефти и до 100 млрд. куб. м газа. Предварительные расчеты показывают, что в случае начала реализации всех соглашений по нефтегазовым объектам, включенным в перечень для освоения на условиях СРП до 2005 года, объем инвестиций в реальный сектор экономики к 2015 году может составить 85 млрд $. Неполное вовлечение намечаемых объектов или же затягивание процесса на 3-5 лет способно снизить ожидаемый эффект вдвое.

Трудный старт

Популярность СРП в России растет. Так, предполагается включение в закон Приобского месторождения и проекта «Северные территории», Комсомольского и Харампурского месторождений в Ямало-ненецком автономном округе и Восточно-Орантинского и Аяшкинского месторождений, входящих в проект «Сахалин-3». На заключение с государством Соглашения о разделе продукции рассчитывает Восточно-Сибирская нефтегазовая компания. В режиме СРП намечено проводить промышленную разработку материкового нефтяного месторождения в Заполярье и нефтяного месторождения на территории Северного Каспия.

Между тем на сегодняшний день в режиме СРП функционируют всего три проекта: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское». Освоение Самотлорского месторождения, Соглашение о разделе продукции по которому подписано в декабре 1999 года, временно приостановлено в связи с противоречиями в законодательстве. Соглашение по «Сахалину-1» вступило в силу 10 июня 1996 года и предполагает освоение трех нефтегазовых месторождений – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Промышленная добыча намечена на 2005 год. СРП по «Сахалину-2» действует с 15 июня 1996 года. В июле 1999 года начата добыча нефти на Пильтун-Астохском месторождении. «Харьягинское» СРП было подписано в декабре 1995 года и вступило в силу с 1 января 1999 года.

Действующие проекты: прогнозы разработчиков

«Сахалин-1»:

  • Расчетные капиталовложения за период реализации по прогнозу должны составить 12.8 млрд $.

  • Прямые поступления за 25-летний период в бюджеты различных уровней составят 18.2 млрд $.

  • Косвенные поступления за 25-летний период - 6.9 млрд $.

«Сахалин-2»:

  • Расчетные капиталовложения за период реализации по прогнозу должны составить 10.0 млрд $.

  • Прямые поступления за 25-летний период в бюджеты различных уровней составят 8.2 млрд $.

  • Косвенные поступления за 25-летний период - 4.6 млрд $.

«Харьяга»:

  • Расчетные капиталовложения за период реализации по прогнозу составят 1.2 млрд $.

  • Прямые поступления за 25-летний период - 407 млн $.

«Белые пятна»

Темпы заключения соглашений существенно отстают от темпов формирования перечней, что отчасти связано с затягиванием переговорных процессов. Кроме того, установленная федеральным законом 30%-ая квота вовлечения балансовых запасов закрепила фактически существование двух режимов недропользования – действующей системы налогообложения, в сфере которой остается 70% разведанных запасов, и СРП. Однако такое разделение осуществлено механически, без достаточного обоснования целей и критериев применения разных режимов.

Российское законодательство по СРП разработано до сих пор не полностью – не все российские министерства приняли внутренние приказы и регламенты, которые позволили бы реализовать ряд важнейших положений закона, в частности, право инвестора на беспошлинный экспорт произведенной продукции. Существенным сдерживающим фактором является отсутствие нормативных актов, определяющих порядок передачи государству его доли нефти и отсутствие налоговой нормативной базы.

Инвесторы рассматривают как высокие политические и финансовые риски, связанные с транспортировкой добытой продукции. Нет ясности относительно возможностей использования российской системы нефте- и газопроводов. Вопросы строительства новых систем трубопроводного транспорта являются ключевыми для освоения месторождений шельфа Баренцева моря, о.Сахалин, Каспия, а также месторождений Восточной Сибири.

Существенным тормозом является преимущественно бесконкурсное предоставление права на заключение СРП действующим российским недропользователям, которые в подавляющем большинстве случаев не обладают достаточными финансовыми возможностями для самостоятельной организации финансирования соответствующих проектов и после получения права на заключение СРП вынуждены расходовать время и средства на поиски финансово состоятельных партнеров.

Препятствие в продвижения СРП эксперты видят и в отсутствии в стране единой организации, которая на практике отвечала бы за подготовку и реализацию Соглашения, принятие необходимых нормативных актов. За рубежом в ряде стран такую роль выполняют национальные нефтяные компании, которые сами в обязательном порядке входят во все проекты СРП.