Эксперты сходятся во мнении, что в существующих условиях одним из наиболее эффективных методов увеличения финансовых вливаний в освоение российских недр является реализация т.н. «Соглашения о разделе продукции» (СРП). Соответствующий федеральный закон был принят Государственной думой 6 декабря 1995 года. Он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.
Соглашения о разделе продукции успешно применялись для создания стабильной и предсказуемой инвестиционной среды во многих странах мира, что весьма позитивно влияло на объемы крупных капиталовложений. В России перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливается федеральными законами РФ.
Базовые принципы закона об СРП
- Государство по результатам конкурсов, аукционов или иных условиях, установленных законодательством, заключает с инвестором соглашение о разделе продукции.
- Добытые углеводороды являются собственностью государства до момента их раздела.
- Инвестор самостоятельно распоряжается своей долей углеводородов после их раздела с государством.
- Расчетная цена нефти для целей раздела определяется как средневзвешенная цена нефти за предыдущий месяц на внутреннем и внешнем рынках. Расчетная цена нефти для целей раздела определяется управляющим комитетом и не подлежит корректировке в зависимости от цен фактических сделок. Таким образом, стороны фиксируют расчетную цену, и государство получает причитающие ему доходы вне зависимости от цен сделок инвестора.
- Государство возмещает затраты инвестора, понесенные им при исполнении соглашения компенсационной продукцией на установленном соглашением предельном уровне, причем инвестор должен документально подтвердить эти затраты
Почему именно СРП?
Стимулирующая роль СРП обусловлена с одной стороны снижением налоговой нагрузки на проекты, что в абсолютном выражении вполне компенсируется увеличением доходов государства за счет расширения объемов производства. С другой стороны, структура платежей в СРП более прогрессивна, т.к. предусматривает в основном платежи с прибыльной продукции, в то время как на условиях действующей налоговой системы сохраняется значительная доля налоговых платежей с валового дохода инвесторов.
По словам главы сахалинского представительства BP Динти Миллера, режим применения СРП определяет четыре главных преимущества этого соглашения. Во-первых, стабильная и предсказуемая инвестиционная среда, позволяющая инвестору извлекать разумную прибыль. Работа в такой среде позволяет осуществлять затраты по проекту настолько близко к технико-экономическому обоснованию, насколько это выполнимо. Во-вторых, это контрактные условия: договорные отношения между инвестором и государством, составляющие основу для создания ясных и законодательно обеспеченных прав и обязанностей сторон. В-третьих, это согласованная система: пакет юридических и финансовых инструментов, регулирующих разведку и добычу нефти и газа в виде самостоятельной законодательной системы. Четвертым принципом Динти Миллер считает объективность: разделение доходов от реализации проекта между инвестором, принявшим на себя риск, и государством происходит на справедливой основе.
Уровень добычи нефти по проектам, уже включенным в перечень, к 2010 году может составить 100 млн. т нефти и до 100 млрд. куб. м газа. Предварительные расчеты показывают, что в случае начала реализации всех соглашений по нефтегазовым объектам, включенным в перечень для освоения на условиях СРП до 2005 года, объем инвестиций в реальный сектор экономики к 2015 году может составить 85 млрд $. Неполное вовлечение намечаемых объектов или же затягивание процесса на 3-5 лет способно снизить ожидаемый эффект вдвое.
Трудный старт
Популярность СРП в России растет. Так, предполагается включение в закон Приобского месторождения и проекта «Северные территории», Комсомольского и Харампурского месторождений в Ямало-ненецком автономном округе и Восточно-Орантинского и Аяшкинского месторождений, входящих в проект «Сахалин-3». На заключение с государством Соглашения о разделе продукции рассчитывает Восточно-Сибирская нефтегазовая компания. В режиме СРП намечено проводить промышленную разработку материкового нефтяного месторождения в Заполярье и нефтяного месторождения на территории Северного Каспия.
Между тем на сегодняшний день в режиме СРП функционируют всего три проекта: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское». Освоение Самотлорского месторождения, Соглашение о разделе продукции по которому подписано в декабре 1999 года, временно приостановлено в связи с противоречиями в законодательстве. Соглашение по «Сахалину-1» вступило в силу 10 июня 1996 года и предполагает освоение трех нефтегазовых месторождений – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Промышленная добыча намечена на 2005 год. СРП по «Сахалину-2» действует с 15 июня 1996 года. В июле 1999 года начата добыча нефти на Пильтун-Астохском месторождении. «Харьягинское» СРП было подписано в декабре 1995 года и вступило в силу с 1 января 1999 года.
Действующие проекты: прогнозы разработчиков
«Сахалин-1»:
- Расчетные капиталовложения за период реализации по прогнозу должны составить 12.8 млрд $.
- Прямые поступления за 25-летний период в бюджеты различных уровней составят 18.2 млрд $.
- Косвенные поступления за 25-летний период - 6.9 млрд $.
«Сахалин-2»:
- Расчетные капиталовложения за период реализации по прогнозу должны составить 10.0 млрд $.
- Прямые поступления за 25-летний период в бюджеты различных уровней составят 8.2 млрд $.
- Косвенные поступления за 25-летний период - 4.6 млрд $.
«Харьяга»:
- Расчетные капиталовложения за период реализации по прогнозу составят 1.2 млрд $.
- Прямые поступления за 25-летний период - 407 млн $.
«Белые пятна»
Темпы заключения соглашений существенно отстают от темпов формирования перечней, что отчасти связано с затягиванием переговорных процессов. Кроме того, установленная федеральным законом 30%-ая квота вовлечения балансовых запасов закрепила фактически существование двух режимов недропользования – действующей системы налогообложения, в сфере которой остается 70% разведанных запасов, и СРП. Однако такое разделение осуществлено механически, без достаточного обоснования целей и критериев применения разных режимов.
Российское законодательство по СРП разработано до сих пор не полностью – не все российские министерства приняли внутренние приказы и регламенты, которые позволили бы реализовать ряд важнейших положений закона, в частности, право инвестора на беспошлинный экспорт произведенной продукции. Существенным сдерживающим фактором является отсутствие нормативных актов, определяющих порядок передачи государству его доли нефти и отсутствие налоговой нормативной базы.
Инвесторы рассматривают как высокие политические и финансовые риски, связанные с транспортировкой добытой продукции. Нет ясности относительно возможностей использования российской системы нефте- и газопроводов. Вопросы строительства новых систем трубопроводного транспорта являются ключевыми для освоения месторождений шельфа Баренцева моря, о.Сахалин, Каспия, а также месторождений Восточной Сибири.
Существенным тормозом является преимущественно бесконкурсное предоставление права на заключение СРП действующим российским недропользователям, которые в подавляющем большинстве случаев не обладают достаточными финансовыми возможностями для самостоятельной организации финансирования соответствующих проектов и после получения права на заключение СРП вынуждены расходовать время и средства на поиски финансово состоятельных партнеров.
Препятствие в продвижения СРП эксперты видят и в отсутствии в стране единой организации, которая на практике отвечала бы за подготовку и реализацию Соглашения, принятие необходимых нормативных актов. За рубежом в ряде стран такую роль выполняют национальные нефтяные компании, которые сами в обязательном порядке входят во все проекты СРП.