В добычу и экспорт природного газа инвестируются миллиарды долларов по всему миру, и в 2015 г. США намерены начать продавать СПГ за границу. Активность производителей уже отразилась на рыночных ожиданиях: цены на сжиженный природный газ в Азии в этом году снизились до рекордного минимума, что позволяет покупателям заключать более выгодные сделки.

На спотовом рынке цены на СПГ в Азии в мае опустились ниже $7 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU). На таком уровне они не были с тех пор, как авария на АЭС «Фукусима» в марте 2011 г. заставила Японию отказаться от использования атомной энергии. На своем пике в 2014 г. цены составляли примерно $20 за 1 млн BTU.

На мировом рынке СПГ быстро наступает баланс, поэтому скоро его участникам придется беспокоиться не об удовлетворении спроса, а о том, чтобы не возникло избытка предложения, предупредило в докладе Международное энергетическое агентство (МЭА). Такой «сдвиг изменит рынки СПГ в ближайшие несколько лет», сказано в нем. К 2020 г. глобальный объем работающих экспортных мощностей СПГ увеличится на 164 млрд куб. м, т. е. на 40% по сравнению с нынешним уровнем, прогнозирует МЭА. При этом 44% новых мощностей придется на долю Австралии, и к концу десятилетия она станет крупнейшим экспортером СПГ. Следом за ней будет следовать Катар, а США, чьи мощности увеличатся на 35%, станут третьим по величине экспортером.

Азиатский рынок СПГ трансформируется. После аварии на «Фукусиме» Япония стала импортировать много газа для электрогенерации. Цены на него в Азии выросли так, что его стали поставлять в регион даже из Европы. Но с тех пор как цены в IV квартале 2014 г. снизились, поставок по такому маршруту больше не было.

Меняются и условия контрактов. До недавнего времени их в основном определяли крупные газовые компании. Обычно покупателям приходилось заключать контракты сроком на 20 лет, а формула цены была привязана к стоимости нефти. Кроме того, в них были запреты на перепродажу поставок даже после того, как они покидали порт. Но теперь ситуация на рынке изменилась в пользу покупателей, поэтому они заключают краткосрочные соглашения, иногда менее чем на год.

На ситуацию влияет и ослабевающий спрос в Азии. В Японии постепенно возобновляют работу атомные реакторы, в Южной Корее уже накоплены большие запасы СПГ, у Китая есть доступ к более дешевому газу, поставляемому по трубопроводам, например из Туркмении. Покупатели из этих стран ищут наиболее выгодные контракты и находятся в выгодном положении, чтобы договариваться о дальнейших уступках, отмечают аналитики BMI Research.Более гибкой стала и модель ценообразования. Покупателям даже стало трудно сделать выбор, говорил на недавней конференции Platts Мэттью Арнольд из EDF Trading. Они могут покупать по ценам, которые привязаны к стоимости нефти, к американскому индексу цен на газ в Henry Hub, к ценам на газ в Европе, отметил он. Кроме того, условия сделок, которые раньше редко раскрывались, стали прозрачнее, а ценообразование упростилось. «Нет абсолютно никаких причин для того, чтобы цены на СПГ были привязаны к нефти. Этот продукт достаточно зрелый, чтобы быть самостоятельным», – утверждает Дэвид Моррис, который руководит операциями на азиатском СПГ-рынке в E.On Global Commodities.

Рост экспорта газа из Северной Америки должен усилить конкуренцию на рынке. Министерство энергетики США уже одобрило 10 проектов, которые будут продавать газ в страны, не заключившие соглашения о свободной торговле с США. Это позволит американским экспортерам выйти на такие крупные рынки, как Китай и Япония. Четыре СПГ-терминала уже строятся, и один, как ожидается, будет введен в эксплуатацию уже в этом году, пишут Ведомости.

Газ из США давит на цены

Американские экспортеры уже заявили, что позволят клиентам перепродавать СПГ на спотовом рынке. Это отличается от подхода других производителей газа, например Катара, которые требуют, чтобы поставки осуществлялись в определенное место. Импортеры из Китая, Японии и Южной Кореи уже используют перспективу поставок СПГ из США, чтобы договориться о скидках и более выгодных условиях с такими продавцами, как Россия. «Китайцы, вероятно, постараются заставить русских согласиться на более низкую цену, чем была бы в ином случае, – говорит Аластер Ньютон из Nomura International. – В конце концов, в этом и заключается экономическая суть свободного рынка».