На российский рынок композиционных материалов воздействуют как общеэкономические, так и специфические факторы. Отечественные компаундеры конкурентоспособны по затратам, несмотря на импорт добавок и наполнителей. Стагнация спроса в гражданском секторе опосредованно компенсируется через заказы в ВПК. При стабилизации экономических условий компании композитной отрасли продолжают видеть перспективы отложенного роста.
Компания INVENTRA 14 октября провела Четвертую международную конференцию «Композиты и компаунды 2015». Партнером мероприятия выступила компания Evonik Industries. Конференция прошла при поддержке Höfer Presstechnik. Информационным спонсором выступил журнал «Полимерные материалы».
«Уже больше года мы живем в условиях санкций, которые прочувствовали на себе абсолютно все отрасли экономики, в том числе и композитная, - отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. - Если говорить о промежуточных итогах – компании научились работать в новых реалиях, адаптировались к ситуации и по-прежнему строят планы на будущее. Те зарубежные игроки, которые не были глубоко заинтересованы в российском рынке, покинули его, оставшиеся же нацелены на долгосрочное сотрудничество. Да, мы все ждали большего от отечественных компаний, по факту рывок не состоялся. Зато стало понятно, что отрасли однозначно нужна кооперация с зарубежными партнерами – без их сырья, добавок и технологий мы пока обойтись не можем».
По итогам 2014 г. объем рынка термопластичных компаундов в России (без ПВХ и суперконцентратов красителей) экспертно составил около 290 тыс. т. Из этого объема 70% пришлось на внутреннее производство и 30% - на импорт. Объем рынка в 2015 г. в лучшем случае останется на таком же уровне, но возможно и снижение, причем существенное - до 15-20%. Такой прогноз озвучил директор НТЦ НПП «Полипластик» Данил Кобыличенко.
В структуре поставок внутреннего производства сейчас преобладают независимые российские компаундеры (50%), далее идут заводы по переработке пластмасс (20%), как правило, производящие компаунды для собственных нужд. Импорт, составляющий около 30%, делят независимые европейские и азиатские компаундеры (13%), производители базовых полимеров E&A (11%) и дистрибьюторы (6%). По типу полимерной матрицы наибольшую долю рынка занимают полипропиленовые (40%) и полиамидные (20%) компаунды.
Говоря о конкурентоспособности отечественных термопластичных компаундов, г-н Кобыличенко выделил такие преимущества, как относительное снижение затрат, меньшее колебание цены из-за снижения евро-контента и более низкие логистические риски. В то же время внедрению российских термопластов мешают высокие и нестабильные цены на базовые полимеры, устанавливаемые по принципу «импорт минус»; отсутствие большинства добавок и наполнителей отечественного производства; относительно нестабильное качество отечественного сырья; дефицит некоторых важных классов полимеров; узкий марочный ассортимент. «Оценивая конкурентоспособность и перспективы производства термопластичных компаундов в России, нужно иметь в виду, что по себестоимости самой переработки сохраняется значительная разница», - отметил докладчик.
К перспективным областям развития композитов в РФ в 2015-2016 гг. Данил Кобыличенко отнес инженерные пластики, покрытия трубопроводов, клеи-расплавы и ТЭПы.
По итогам 2014 г. производство полиэфирных смол в РФ составило 24.97 тыс. т, прогноз на 2015 г. предусматривает небольшое увеличение - до 28.25 тыс. т. Потребление в 2014 г. зафиксировано на уровне 37.9 тыс. т. Лидером по объемам внутреннего производства с показателем 37% стала компания «Дугалак», сообщил ее учредитель Зоран Павлович. В 2015 г. предприятие планирует выпустить 11 тыс. т продукции и тем самым выйти на максимальную мощность. При этом смолы компании - несмотря на сложную ситуацию в отрасли - пользуются стабильным спросом у потребителей. По словам г-на Павловича, есть определенные предпосылки для открытия второго предприятия, которые, однако, сталкиваются с суровой реальностью в виде стоимости заемных средств. Снижение ставки по кредитам - даже в отсутствие господдержки - могло бы стать решающим аргументом в пользу расширения производства и открытия новых мощностей.
Рынок эпоксидных смол в России крайне импортозависим – не менее 90% сырья завозится из-за рубежа. При этом, подчеркнул г-н Павлович, даже официальные 10% внутреннего производства на деле зачастую оказываются лишь фасовкой импортной продукции. До 2008 г. в России производством эпоксидных смол занимались девять предприятий, к 2015 г. их осталось всего два: «Завод им. Я.М. Свердлова» и «Химэкс-Лимитед». Место отечественного производства прочно заняли азиатские поставщики, и вернуть утраченные позиции крайне сложно: нет ни разработок новых современных смол, ни специалистов, а первоначальное вложение в производство значительно.
Нефтяная и газовая промышленность – это новое и перспективное направление использования стеклопластиковых труб, однако в нашей стране оно не только не развивается, но и показывает отрицательную динамику. По итогам 2014-2015 гг. в России наблюдается резкое сжатие рынка стеклопластиковых труб (СПТ) нефтяного сортамента. Например, по продуктовой линейке НПП «Завод стеклопластиковых труб» (диаметры 50-200 мм, высокие давления) рынок в этом году едва ли превысит 150 км, рассказал заместитель генерального директора предприятия Руслан Волков. Таким образом, на Россию приходится меньше 1% мирового рынка СПТ - при том что доля в добыче нефти превышает 12%, а с учетом огромного количества скважин и гигантского трубопроводного хозяйства должна быть еще выше.
Применение стеклопластиковых труб в нефтяном хозяйстве также составляет лишь доли процента, в то время как в Казахстане и на Ближнем Востоке колеблется в пределах 3-5%, а в Аргентине - даже 20% от всех новых закупок. Среди причин столь низких показателей - недоработанная нормативно-правовая база, наличие множества альтернативных антикоррозионных решений, предлагаемых развитым металлургическим комплексом, и объективно непростые условия для применения стеклопластика в основном нефтедобывающем регионе - Западной Сибири.
«С другой стороны, девальвация рубля, конечно же, открывает и экспортные перспективы, - отметил докладчик. - Более 50% продукции завода уже поставляется в Казахстан, российские стеклопластиковые трубы конкурентоспособны на внешнем рынке и по цене, и по качеству. Перспективным рынком сбыта могут быть даже нефтегазодобывающие страны Ближнего Востока, если удастся решить вопрос дорогостоящей сертификации».
В мире же как выпуск, так и использование стеклопластиковых труб в нефтегазовой сфере ежегодно увеличивается. Объем мирового производства в 2014 г. составил 1 млн т, это порядка 118 тыс. км проложенных стеклопластиковых труб. Общая емкость мирового рынка стеклопластиковых труб высокого давления оценивается в 13 тыс. км. Такие данные сообщил Алексей Волков, начальник отдела продаж НПО «Сафит».
В 2013-2015 гг. мировой рынок стеклопластиковых труб в тоннажном выражении увеличивался в среднем на 7-8% ежегодно.
Объемы потребления стеклопластиковых труб в России за 2013-2014 гг. выросли более чем на 20%: с 3.5 тыс. км в 2013 г. до 4.28 тыс. км в 2014 г. При этом объем потребления стеклопластиковых труб высокого давления в 2014 г. составил 1.16 тыс. км. Средняя стоимость одного погонного метра стеклопластиковых труб в 2013 г. не изменилась по сравнению с 2014 г. и составила $195. В стоимостном выражении российский рынок стеклопластиковых труб высокого давления оценивается в $756 млн.
По мнению докладчика, рост рынка в сегменте стеклопластиковых труб для газовой промышленности, в частности, ограничивает отсутствие методологии и оборудования для мониторинга установленных на объектах труб. Если эту проблему решить, что и обсуждалось на конференции, то заказы со стороны газовиков станут точкой роста.
Выступая на конференции по композитам в 2014 г., директор по развитию «Машспецстрой» Александр Шаклеин назвал свой доклад «Рынок композитных труб, емкостей, арматуры - в ожидании взрывного роста». В этом году, по его утверждению, тезис стоит переформулировать на «…все еще в ожидании взрывного роста». С наступлением кризиса повысились закупочные цены, снизился спрос, ряд проектов был заморожен – так что ожидаемый рывок сегмента все еще впереди. Минпромторг разработал три сценария развития российского рынка композитов к 2020 г. Инерционный предполагает объем рынка в размере 30 млрд руб., базовый – 120 млрд руб., целевой – 223 млрд руб. Однако даже базовый сценарий реализовать будет нелегко: для этого существующие производственные мощности необходимо увеличить в 5 раз. Целевой же сценарий предполагает 12-кратный рост мощностей. Основой должно стать появление новых производств среднего или крупного размера, а также выполнение государством взятых обязательств относительно развития композитной отрасли (гражданской и ОПК).
Исполнительный директор Ассоциации ОППНКА «Неметаллическая композитная арматура» Александр Донец считает, что для реализации планов Минпромторга по развитию композитной отрасли необходимо обеспечить производителей российским сырьем (стеклянным, базальтовым ровингом и эпоксидной смолой), а Минстрою - создать новую программу по внедрению композитных материалов в строительстве: «В 2013 г., когда разрабатывалась эта программа, потребление композитных материалов в России составляло 160 г на человека в год, в том числе композитной арматуры - 30 г». По словам докладчика, в 2013 г. было выпущено 2.2 тыс. т композитной арматуры, прогноз до 2015 г. предусматривал рост до 4.9 тыс. т., и производственные предприятия располагают этими мощностями. Остро чувствуется нехватка отечественного сырья. Из-за общего снижения объемов строительства рынок потребления композитной арматуры остался на прежнем уровне. Сейчас, когда разработана нормативно-техническая документация по применению композитной арматуры, и внедрение ее экономически выгодно во многих строительных конструкциях, регионам необходимо более широко внедрять композиты в строительной отрасли.
Авиация остается одним из главных потребителей композитных материалов: в современном лайнере их доля достигает 15%. Перспективная российская разработка – пассажирский ближне-среднемагистральный самолет МС-21 – создается на основе новейших композитов преимущественно отечественного производства. Как рассказал заместитель генерального директора по координации программ компании «Аэрокомпозит» Михаил Никитушкин, в 2008 г. началась активная фаза разработки и производства композитных элементов конструкции крыла МС-21. Впервые в мировой практике авиастроения было принято решение о создании силовых элементов консоли крыла самолета методом вакуумной инфузии с автоматической выкладкой углеродного материала. Агрегаты механизации, панели носовой и хвостовой частей крыла, рули высоты и руль направления изготавливаются методом автоклавного формования. Размах крыла МС-21 составляет 36 м, при его создании используется свыше 100 элементов конструкции из полимерных композиционных материалов. Детали получаются на 5-10% легче, чем алюминиевые.
Начальник отдела композиционных материалов «ОКБ Сухого» Борис Морозов отметил, что расширение области применения композитов и рост объемов их потребления исторически были связаны с удешевлением как сырьевых материалов, так и технологий их переработки в конечные изделия. Однако материалы авиационного назначения отличает то, что к ним предъявляются существенно более высокие требования по уровню механических характеристик и по стабильности свойств. Причем эти требования касаются не только отдельных составляющих материала (волокнистые наполнители, связующие, различные модификаторы). Конечные потребители заинтересованы получить материал в целом или систему взаимосвязанных отдельных компонентов, позволяющих достичь интегральных характеристик, удовлетворяющих разработчиков воздушных судов. Докладчик призвал к более тесному сотрудничеству между разработчиками материалов и проектировщиками авиационной техники, так как процесс внедрения новых композиционных материалов в рассматриваемой области является длительным, трудоемким и довольно затратным.
В докладе отмечено, что к 2020 г. прогнозируется рост мирового рынка углепластиков для авиации до 54 тыс. т., что в денежном выражении составит порядка $16 млн.
Про-композитные конструкции на основе сетчатых структур из однонаправленных композитных элементов являются новым перспективным направлением развития авиационных конструкций. По словам начальника лаборатории перспективных авиационных конструкций ЦАГИ Александра Шаныгина, такие конструкции имеют потенциал в снижении веса до 15-18% для отдельных отсеков фюзеляжа (по сравнению с существующими металлическими аналогами) при использовании разработанного в ЦАГИ нового подхода к проектированию про-композитных авиаконструкций.
Композиционные материалы активно применяются и в российском судостроении, однако в нынешней экономической ситуации компании столкнулись с рядом ограничений по поставкам зарубежной продукции. «Средне-Невский судостроительный завод» уже получил опытные партии отечественных аналогов импортных материалов, сообщил начальник опытного производства Юрий Горев. Однако разработки не могут быть применены до проведения сертификационных испытаний, а в России это, как правило, занимает более трех лет, что связано с особенностями документации, регламентирующей применение новых полимерных композиционных материалов в судостроении.
Решением проблемы может стать предлагаемая «СНСЗ» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» «Единая система приемки и постановки на производство ПКМ для судостроения». Ее внедрение позволит в разы сократить этот срок - с момента разработки материала до его применения будет проходить не более года.
Компания Evonik Industries предлагает потребителям полиуретановые препреги на основе новой матричной системы. Об этом рассказал руководитель направления «Отвердители» Владислав Ярославский. Препреги Evonik обладают превосходными прочностными характеристиками и позволяют автоматизировать процесс изготовления конечных композитных изделий за счет хорошей пластичности в сочетании
с высокими скоростями отверждения. Препреги обладают повышенной стабильностью при длительном хранении в сравнении с материалами на основе эпоксидных матриц.
Лабораторные пресса применяются для исследования материалов и конечных продуктов, рассказал региональный менеджер Höfer Presstechnik Вальтер Бихль. Это позволяет получать новые материалы и проверять качество продукта в ходе производства (речь идет о материалах из стеклопластика, углепластика и других). Для каждого конкретного заказчика компания разрабатывает индивидуальное решение: от площади рабочего стола и расстояния между плитами до необходимого усилия давления и температуры. Предусмотрен широкий выбор режимов прессования. Изделия можно изготавливать как из препрегов, так и из порошка и гранул. Это решение находит применение при изготовлении конечных продуктов из измельченного вторичного материала.
За время становления рынка композитов и компаундов в России до 40% выросла доля российских производителей в поставках композиционных материалов для автопрома; в мае состоялся долгожданный запуск предприятия по производству углеродного волокна в Татарстане; производители полиэфирных смол готовы вкладывать в расширение своих работающих на пределе мощностей. «Рост, который все ожидают в композитной отрасли, чтобы удовлетворить спрос на высокотехнологичную продукцию, могут обеспечить именно поставщики сырья и переработчики, которые уже конкурентоспособны на мировом уровне. Курс рубля, льготное финансирование и адресное возмещение процентов по кредитам окажут положительное, но недостаточное для возврата к росту влияние на отрасль. Обязательным условием станет восстановление спроса. Автомобилестроение, авиация, судостроение, энергетика, трубные применения – при нормализации в ключевых сегментах рост потребления ПКМ будет выше темпов роста в самих этих индустриях. Ближайшие год-полтора покажут, кто из российских компаундеров преуспел, и какая из ниш оказалась перспективней», - считает Николай Асатиани, генеральный директор INVENTRA.